Дмитрий Паньшин
Руководитель проектного
офиса в OneTwoTrip
OneTwoTrip — международное онлайн тревел-агентство, через сайт и мобильные приложения которого пользователи десятка стран ежедневно покупают порядка 15 000 продуктов для деловых поездок и путешествий. Дмитрий Паньшин, руководитель проектного офиса, рассказывает в интервью iguides о превосходстве мобильных приложений, работе с большими данными, интерфейсах будущего и шансах переложить принятие решение на алгоритмы искусственного интеллекта.
Для поколения Y обычные турагентства уже потеряли актуальность — их постепенно вытеснили браузерные сервисы. У OneTwoTrip есть и десктоп, и мобайл, а что вы можете сказать о трендах для поколения Z? Не станет ли через несколько лет планирование путешествий в браузере «устаревшим» явлением?
Стоит сказать, что наша стратегия уже сейчас основана на том, что мобильные приложения мы считаем важным каналом дистрибуции и очень много вкладываем в их развитие. OneTwoTrip удалось предложить пользователям смартфонов и планшетов более низкие цены и в два раза больше бонусной валюты «Трипкоинов». Это связано с тем, что уже сейчас мы видим и можем сравнивать пользовательское поведение на десктопе и мобильных платформах. В приложениях оказалось проще удерживать клиентов, там охотнее расходуют бонусы для повторных покупок. В работе над продуктом мы оцениваем и накопленные знания о поведении пользователей и берем в расчет собственные модели поведения — все это говорит нам о том, что потребление контента и активность использования приложений на смартфонах и планшетах растет по сравнению с десктопом. Вспомните, как вы обычно планируете поездки? Чаще всего это происходит, когда вы где-то в пути или встретились в кафе с друзьями или находитесь в других ситуациях, когда мобильные приложения использовать намного удобней, чем достать и открыть ноутбук. В общем, уже сейчас мы делаем большую ставку на мобильных пользователей.
Однако новая функциональность начала появляется все-таки в браузерной версии сервиса?
Иногда действительно бывает именно так. Например, сейчас у нас в мобильном приложении есть почти все продукты, но пока нет возможности покупки туров и аренды автомобилей. Скоро это изменится. Некоторые новые функции и части сервиса мы иногда действительно запускаем сначала на десктопе, это легче в техническом плане по сравнению с обновлением приложений для мобильных устройств. В браузерной версии OneTwoTrip мы проверяем гипотезы о новой функциональности, оцениваем поведение пользователей и собираем всю необходимую статистику, а затем добавляем эти возможности в мобильные приложения — уже со всеми необходимыми изменениями и адаптацией к реальным пользовательским сценариям. Впрочем, если и такие вещи, которые сначала появляются в приложениях, и только потом мы реализуем их в десктопной версии OneTwoTrip. Если же говорить в целом, нужно понимать, что некоторые функции бывает невозможно добавить в приложение, либо в этом нет необходимости с учетом поведения пользователей и сценариев работы. Всегда нужно брать в расчет небольшой размер экранов мобильных устройств и тот факт, что пользователи в этом формате должны быть сфокусированы на главном и иметь возможность быстро решать все ключевые задачи. Иногда меньшее количество функций дает возможность сфокусироваться на главном и сделать сервис более удобным и эффективным.
Но не бывает ли из-за этого таких ситуаций, когда активные пользователи мобильного приложения открывают сервис в браузере компьютера и видят, как что-либо упускали?
Мы стараемся таким образом работать над функциональностью для разных платформ, чтобы это было не критично. Иногда пользователи мобильных приложений пишут в поддержку и просят добавить какую-либо функцию, например, как это было с пакетами «Перелет + отель», которые мы недавно реализовали в приложении для Android. Как только мы видим достаточное количество запросов на какую-нибудь функцию и понимаем, что она действительно будет востребована у большого количества пользователей — наши разработчики сразу приступают к реализации.
Давайте попробуем заглянуть в будущее. Нет ли у вас ощущения, что браузерные сервисы и приложения могут уступить обезличенным интерфейсам и ассистентам? Например, чат-ботам и голосовым помощникам.
У нас был опыт создания чат-бота, еще на заре популярности этого явления. Дальше простого интерфейса для поиска и покупки билетов дело не пошло, потому что мы не увидели смысла в использовании этих технологий. Дело в том, что в нашей сфере слишком велико количество информации, которую нужно обработать пользователю даже по одному продукту, например, авиабилетам. Нужно понять, откуда и куда человек летит, сколько дней он планирует провести в поездке, готов ли к пересадкам и какие временные интервалы вылета и прилета его интересуют. Все это лишь часть вопросов, ответы на которые нужно знать для покупки билета на самолет.
Текущие сценарии планирования путешествий сводятся к тому, что сервис должен предложить всю возможную информацию, а пользователь будет самостоятельно ее обрабатывать, отсеивать неподходящие варианты и выбирать среди понравившихся. В случае с отелями важную роль также играют фотографии, оценки и рецензии других пользователей. Новые интерфейсы не могут справиться с решением таких задач. Единственный сценарий их использования — это когда ты точно знаешь, куда и когда летишь, в каком отеле и на сколько дней хочешь остановиться. Такой вопрос легко может обработать чат-бот или голосовой ассистент, но стоит появиться какой-то преграде (например, в отеле не будет свободных номеров), новые интерфейсы не смогут предложить качественное решение проблемы и пользователю все равно нужно будет запустить мобильное приложение или подойти к компьютеру.
Даже в отдаленном будущем, когда текстовые и голосовые ассистенты станут достаточно умными, всегда будет стоять вопрос того, доверяешь ли ты сервису и его алгоритмам настолько, чтобы не сомневается в предложенном варианте? Можно ли быть уверенным в том, что тебе понравится интерьер отеля, его расположение, стоимость проживания? Для решения этой проблемы у сервиса есть два варианта: либо делать через новые интерфейсы уникальные предложения, либо добиваться максимального уровня доверия пользователей.
Может быть, в этом смогут помочь нейросети и машинное обучение? Уже сейчас можно «загрузить» в них огромный массив данных и получить достаточно эффективные решения на основе зависимостей, не заметных на первый взгляд.
Нельзя забывать, что кроме общих паттернов взаимодействий пользователя и тревел-сервиса, каждый раз у путешественника есть определенный контекст, в рамках которого он ищет варианты. Речь может идти о деловой поездке, отпуске с семьей или выходными с друзьями, когда-то пользователь может предпочесть много гулять, а когда-то он очень устал и хочет две недели валяться на пляже. Контекст, привычки и желания бывают настолько разными, что даже располагая огромным количеством данных о взаимодействии пользователей и сервиса нельзя все предсказывать так, чтобы человеку не требовалось принимать решения. Возможно, все изменится, если туристические сервисы будут знать о человеке гораздо больше информации, чем удается получать сейчас. В таком случае я буду очень рад, что за меня примут решение и не надо будет выбирать из потока вариантов тот, что нужен лично мне.
Но внутри компании вы все-таки работаете с большими данными?
Конечно, но не в том ключе как об этом сейчас модно думать — без машинного обучения и искусственного интеллекта. Каждый день мы получаем порядка 800 000 000 сообщений, которые нужно обрабатывать от системы, пользовательских действий, поисков. Мы используем виртуальные ЦОД для хранения данных и последующей работы с ними, в том числе построением аналитических отчетов. Для нас большие данные — это прежде всего статистика и аналитика, которые помогают улучшать пользовательский опыт и повышать эффективность работы сервиса в целом. Мы хорошо работаем с данными, постоянно занимаемся поиском закономерностей и выборкой важных статистических данных. Для этого в штате есть несколько человек, которые занимаются подготовкой отчетов и работают с big data по крупным временным отрезкам.