От скобки к магазину стикеров — история графических сообщений

Артур Сотников – 13 Фев 2015 14:00

 

Покажите мне хоть одного современного человека, который не пользовался бы графическими сообщениями для передачи эмоций! Нашли? Наверняка это человек старой формации, родившийся задолго до компьютеров, интернета и всеобщей мобилизации, либо редчайший зануда. Сейчас едва ли получится представить неформальную беседу без смайликов, эмодзи или стикеров. Они так прочно вошли в нашу жизнь, что почти никто не задумывается о появлении графических сообщений, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся.

История графических сообщений напоминает хороший захватывающий дух детектив
 

Как это бывает со многими изобретениями, история графических сообщений напоминает хороший захватывающий дух детектив. С загадками, ожесточенными спорами и обвинениями, разочарованиями и внезапными находками. Даже у самого настойчивого исследователя смайликов вряд ли получится с полной уверенностью назвать основоположника этого явления. Раз так, попробуем просто собрать воедино все имеющиеся факты, чтобы узнать: какой путь проделали графические сообщения от скобки до популярнейших магазинов стикеров. Между прочим, без последних теперь не обходится ни один уважающий себя мессенджер, а смешные картинки отлично заменяют собой типовые фразы и эмоции в диалогах, попутно принося колоссальные прибыли их создателям.

 

Принято думать, что первым идею использовать типографские знаки в качестве улыбки предложил писатель Владимир Набоков, озвучивший эту мысль в далеком 1969 году для журнала The New York Times. «Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, — нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки, именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос» — ловко парировал наш соотечественник во время интервью. Впрочем, история графических сообщений может быть куда длиннее! В 2004 году историк Брайан Бенилус обнаружил в оттиске текста речи Авраама Линкольна, датированного 19 веком, ремарку в виде хорошо известного нам подмигивающего смайлика — точки с запятой и скобки. Была ли это случайность или 16-й президент США действительно хотел передать этим сочетанием символов свою эмоцию сейчас можно только гадать. Тем не менее, повод считать это первым задокументированным смайликом все-таки есть, поскольку в тексте он находился после ремарки «Аплодисменты и смех».

 

Если говорить о смайликах как всем известной желтой рожице, появилась она в конце 50-х — начале 60-х годов двадцатого века. Существует три версии возникновения улыбающейся мордочки. Одни утверждают, что она появилась на подарочных футболках нью-йоркской радиостанции WMCA, другие заявляют об использовании смайликов на рекламных плакатах фильма «Лили». Впрочем, самая распространенная и наиболее официальная версия звучит так: автором смайлика является американский художник Харви Болл, в 1963 году нарисовавший его за 45 долларов и потративший на это порядка 10 минут. А заказчиком этого была страховая компания, чье руководство хотело поднять мотивацию и моральных дух сотрудников за счет простого понятного графического сообщения.

1981 году оставался всего шаг до оцифровки смайлика
 

Несмотря на тотальное распространение смайликов, около двадцати лет они оставались в реальном мире, не претендуя на молодой сегмент высоких технологий. Впрочем, уже в 1981 году оставался всего шаг до оцифровки смайлика. В Puck magazine вышла статья о типографическом искусстве, где были предложены схематичные варианты для выражения эмоций, состоящие из точек, скобок и других знаков. Ну как тут было не задуматься об использовании чего-то подобного в компьютерах?

 

19 сентября 1982 года в 11:44 революция наконец-то произошла. Скотт Фалман, профессор Carnegie Mellon University, предложил использовать сочетания символов :-) и :-( для обозначения шутливых и серьезных публикация на университетских досках, праобразах форумов. Судьбоносное предложение в переводе на русский язык звучало следующим образом:

Предлагаю использовать эту последовательность символов, чтобы помечать шутки:

:-)

Читать нужно сбоку. А учитывая тенденции, возможно, имеет смысл помечать то, что не является шутками. Для этого можно использовать

:-(

Распространение цифровых эмоций в виртуальном мире было уже не остановить
 

Идея наглядного обозначения серьезности разношерстных студенческих публикаций быстро разлетелась по Carnegie Mellon, а вскоре проникла в другие университеты и исследовательские лаборатории. Причина была в наглядности и доступности смайлика, ведь его можно было отобразить на ASCII-терминалах компьютеров того времени. В течение нескольких месяцев после создания Скоттом Фалманом цифровой эмоции, появились десятки, если не сотни символьных вариаций: удивленный смайлик с открытым ртом, человек в очках, Санта, священник и многие другие персонажи. Распространение цифровых эмоций в виртуальном мире было уже не остановить.

 

Вторым важнейшим этапом развития графических сообщений оказались эмодзи. Уже давно мы стали воспринимать их как нечто само собой разумеющееся, но аналогично смайликам они не появились из неоткуда. А вместо этого прошли сложный путь от революционной идеи японского энтузиаста до повсеместного распространения и принятия в 2010 году Консорциумом Юникод.

Emoji появились в Японии в середине 90-х, когда начался бум продаж пейджеров. В отличие от распространенных на российском рынке моделей, азиатские устройства имели возможность отправлять ответ на сообщения, выбрав один из нескольких заранее подготовленных вариантов. Оператор NTT Docomo был лидером рынка и занимал до 40 процентов, однако развитие эмодзи началось с истории поражения, а не успеха. Отказавшись от символа сердечка в пользу более востребованных среди бизнес-пользователей ответов, компания начала резко уступать позиции конкурирующему Tokyo Telemessage.

 

Примерно в то же время в компании NTT Docomo работал Шигетака Курита, занимавшейся развитием i-mode, первой мобильной интернет-платформы. С нее помощью можно было общаться, узнавать новости, прогноз погоды, читать электронную почту и многое другое. Проблема в том, что технологии были недостаточно развиты для передачи графических сообщений, так что Курита пришло в голову создать стандартизированную систему пиктограмм. Изображения должны были передаваться в виде набора символов, а уже на конечном устройстве появлялась бы соответствующая им иконка. Первоначальный набор пиктограмм для выражения эмоций и другой информации, подходящей для графического отображения, состоял из 170 иконок размером 12х12 пикселей каждая. Надо заметить, в первоначальном виде они были очень далеки от того, что сейчас мы привыкли называть словом «эмодзи». Впрочем, до этого им еще предстояло пройти очень длинный путь.

Лишь в 2005 году японские компании сумели договориться и привести эмодзи к единому знаменателю
 

Компания NTT Docomo не стала получать авторские права на Emoji, а конкуренты внезапно решили поступить благородно и вместо копирования уже готового решения начали рисовать собственные аналоги. Увы, это привело к хаосу, поскольку разное видение одних и тех же эмоций затрудняло понимание их смысла. На разных устройствах можно было по-разному воспринимать полученные графические сообщения. Лишь в 2005 году японские компании сумели договориться и привести эмодзи к единому знаменателю, однако на тот момент за пределами азиатского рынка мало кто знал об их существовании. Толчком к повсеместному распространению схематических рожиц стало появление эмодзи-клавиатуры в 2008 году в iOS 2.2 для пользователей из Японии. Изначально компания Apple старалась угодить покупателям на перспективном рынке, а позже невольно сделала графические сообщения невероятно популярными по всему миру, когда по многочисленным просьбам пользователей добавила их полноценную поддержку в iOS 5.

Вершиной развития графических сообщений оказались стикеры
 

Третьей вехой и, на данный момент, вершиной развития графических сообщений оказались стикеры. Изначально появившиеся в азиатском мессенджере LINE они показали готовность пользователей платить за использование красивых картинок при общении с друзьями и знакомыми. А заодно стали одним из главных способов монетизации приложений для общения. Теперь они есть практически везде: ВКонтакте, Facebook, Telegram, LINE, Viber и еще десятке сервисов разной степени популярности.

 

В качестве примера рассмотрим наборы стикеров в Viber. Пользователям доступно несколько бесплатных паков, а также разнообразие платного контента. Что важно, для значимых событий создаются специальные наборы картинок, есть локальный контент для разных стран, а также совместные проекты с другими компаниями типа студий мультипликации, популярных брендов и прочего. А главное — за прошедший год большинство существующих стикеров были русифицированы, а новые, например, мультипликационные герои, появляются изначально ориентированными на аудиторию нашей страны. Для общения картинки оказались в разы удобней эмодзи. Они большие, красочные, есть возможность выбрать героев на свой вкус. А главное — на стикере изображение может быть вместе с текстом, что позволяет выразить намного больше чувств и эмоций всего парой касаний экрана.

Каждый набор стикеров строится по особому принципу
 

На первый взгляд, может показаться, что пакеты стикеров — разрозненные картинки, объединенные общей темой или персонажем, а разнообразие наборов позволяет им вписаться практически в любой стиль общения. На практике это не совсем так. Каждый набор строится по особому принципу, например, в нем обязательно есть приветственные и прощальные стикеры, картинки для передачи эмоций и действий. Иными словами, один пак стикеров – самостоятельная единица, которой будет вполне достаточно для общения нетребовательному пользователю. Такой демократичный подход очень подкупает, ведь разработчики не заставляют в обязательном порядке тратить деньги, испытывая острую нехватку стикеров для выражения своих эмоций в беседе. Покупка нового набора — дело добровольное. Впрочем, в Viber настолько качественные пакеты, что жалеть о небольшой сумме потраченных рублей никогда не приходится.

Сложно сказать, каким будет следующий этап развития графических сообщений. Появятся ли в приложениях трехмерные кривляющиеся двойники самих пользователей или следующим шагом окажутся повсеместно испольуемые анимированные модельки, а может, дальнейший рост будет заключаться только в увеличении количества стикеров? Сложно сказать, ведь еще лет пять-десять назад мало кто мог представить себе большие красочные картинки с обаятельными персонажами, которые мы будем использовать для общения.

 

Комментарии: 9