Ниже представлен весьма подробный обзор основных бесплатных игровых движков для itouch – устройств с открытым исходным кодом.
Обзор подготовлен на анализе нескольких игровых приложений, созданных на данных движках и не претендует на полный охват рынка. Если вам есть чем дополнить обзор, то мы всегда будем рады вашим комментариям.
1) Cocos2d – бесплатный некомерческий движок с открытым исходным кодом, распространяется по лицензии LGPL. Список игр разработанных на этом движке можно посмотреть здесь. Код доступен здесь. Прекрасный движок для 2Д-игр, включает в себя поддержку движка Chipmunk, как бы 2-в-1. Обработка звука осуществляется при помощи OpenAL. У продукта огромное количество разработчиков и очень много примеров использования и туториалов. Более подробное описание движка было на Хабре.
2) Sio2Engine – прекрасный игровой движок, написанный на C, есть как бесплатная версия с исходным кодом, так и инди-версия за 49$. Бесплатная лицензия требует от вас показывать в начале игры заставку, указывающую на использования вами этого игрового движка. Это, несомненно, справедливо, так как качество движка на высоте и разработчиков необходимо поддерживать. Основной минус движка в том, что он поддерживает только 3Д-формат файлов Blender, но это легко обходится плагинами для Blender, которые позволяют конвертировать файлы в другие 3Д-форматы. В SiO2 входит хороший набор учебных пособий. Он также обеспечивает поддержку для сложных функций, таких как скелетная анимация, а также физика мягких тел, которые описаны в руководствах. С версии 1.4. движок совершил настоящий прорыв в производительности. Так что рекомендуем использовать эту версию и старше. Это, вероятно, самый лучший движок для обработки 3Д-графики на touch-устройствах. Исходный код доступен здесь. Кстати, сообщество продает исходные коды разработанных игр по стоимости от 49 до 249$. Внимательно ознакомьтесь с лицензией перед использованием.
3) Oolong Engine – 3D-движок написанный на C ++, обеспечивает отличную производительность. Недостатком Oolong является то, что его трудно использовать для тех, кто не знаком с OpenGL ES. Oolong поддерживает широкий спектр функций, а также очень хорошее представление, которое, тем не менее очень сложно использовать. Этот движок низкого уровня предназначен для программистов, так что если вы начинающий в разработке компьютерных игр, то я бы на вашем месте, держаться подальше от этого движка. Исходный код доступен на Google Groups (тут), документации очень мало, но сообщество разработчиков активно и вы можете получить ответы на свои вопросы в группе. Распространяется под MIT – лицензией. Этот продукт подойдет скорее тем, кто хочет создать свой собственный игровой движок.
4) Irrlicht Engine – так же написанный на С++ движок. Сайт разработчиков не содержит официального порта под iphone, но, судя по слухам, вы можете найти версию OpenGL ES в репозитории. Irrlicht это отличный движок с открытым исходным кодом, который поддерживает очень широкий спектр форматов файлов, и лучшая поддержка для классического BSP формата. Активное сообщество разработчиков опубликовало так же множество других инструментов, которые были созданы для движка. Не смотря на это, сложно рекомендовать Irrlicht, потому что нет официального порта на iphone, и если вы почитаете форумы там мало кто готов помочь тем, кто пытается заставить двидок работать на iPhone, хотя некоторые из них создали игровые приложения для iPhone. Irrlicht распространяется по лицензии Zlib.
5) Love – опенсорсный 2Д движок, который использует Lua как основной язык разработки. Это скорее даже не движок, а фреймворк для разработки игр. Разработчики говорят о крайней простоте создания игр на нем. Распространяется по Zlib – лицензии.
6) Aves Engine – проект еще в разработке, но авторы уверяют, что это первый HTML-5 движок для игр. Так как touch устройства поддерживают HTML-5 то это стоящая для изучения тема.
7) Antiryad Gx - этот движок примечателен тем, что поддерживает большое количество платформ и операционных систем: Платформы - Playstation 2, PSP, Xbox, DS, Wii, IPhone/IPod Touch; Операционные системы - AmigaOs v3.0, Dos, Linux x86, MacOSX x86, Windows 32. Причем для всех платформ и операционных систем движок имеет единый API, и для того, чтобы портировать игру на другую консоль или ОС, достаточно поменять настройки инициализации движка и скомпилировать игру заново.Кстати, об API - хоть он и содержит более 4000 функций, он очень прост в освоении и использовании. Каждая функция доступна на любом из трех поддерживаемых языков: C, C++, Gel. Gel - это встроенный бейсикоподобный скриптовый язык, созданный специально для Antiryad Gx. Их примеров под платформу iOS можно выделить невзрачные Dark Area 2 и Isla Dragon. Скачать можно отсюда
Включены в обзор так же популярные коммерческие движки.
1) Bork 3D – Этот движок разработан для программистов, тут нет удобных визуальных тулзов, никаких WYSIWYG-редакторов. Для примера работы движка можно посмотреть на игру Anytime Golf. Что действительно привлекательно в этом игровом движке, так это то, что автор продает его с исходным кодом и стоимость начинается от 49$.
2) iTGB – двухмерный движок с чрезвычайно простым визуальным редактором игровых сцен. Хороший по показателям скорости и чрезвычайно хороший по удобству создания игровых сцен. Полный исходный код включен в поставку, так что это отличный движок для начала создания игр. Cтоимость начинается от 750$.
3) iTGE – трехмерный движок от создателей iTGB. Насколько я смог понять, он базируется на ядре движка Oolong. Так же как и в iTGB есть удобный визуальный редактор сцен и обширный набор функций. В раннем прошлом этот движок был использован для создания многих Инди-игр для Windows – платформы. стоимость начинается от 650$
4) Shiva Ston3d – Шива содержит визуальный редактор для дизайна сцен и, если почитать форумы разработчиков, то, видимо, этот движок стоит за многими наиболее популярными тайтлами в app store. Этот движок использует Lua – подобный скриптовый язык для разработки. Самые большие минусы движка – он не нативен для iphone и не факт, что выши приложения на нем пропустят модераторы Apple и то, что редактор Шивы работает в среде виндовс, что для мак-разработчиков как то нелепо. Придется работать с виртуальной системой. Стоимость движка от 250$
5) Unity 3D – известный за удобство использования игровой движок, который развивается уже достаточно много лет. Содержит визуальный редактор для сценографии и использует С# и язык программирования Boo. Самое важное качество движка – удобство разработки на нем, однако, не смотря на несколько игр в магазине Эпл, этот движок не нативен для разработки под iphone. Стоимость начинается от 199-499$. Имеется триал-версия, ограниченная временем работы.
6) Polarbit Fuse – пока не очень изученный продукт, разработчики так и не ответили на мое письмо, возможно вы будете более удачливы.
7) Airplay – судя по всему, не совсем движок. Но игры на нем все-таки делали, судя по анонсам разработчиков этого SDK. Бесплатный для ознакомления. Цена начинается от 100 долларов.
8) UDK - не иначе, как Unreal Development Kit, призван для создания реалистичных объектов с невероятной графикой и фантастическим миром. Такой набор инструментов используют Infinity Blade и Epic Citadel. Unreal Development Kit (или Unreal Engine 3) – это полноценная профессиональная система разработки игр. Инструментарий игрового движка Unreal Engine 3 даёт вам возможность создавать большие игры с передовой системой визуализации и 3D-моделированием. Этот знаменитый движок и инструменты являются одними из лучших. На данный момент версия для разработки под iOS находится на стадии бета-тестирования, но уже СДК доступен бесплатно здесь. Полная версия будет платной. Бесплатная версия будет урезана.
9) iXors3d - это ветвь от движка Xors3d для разработки 2D/3D-игр на iPhone и iPod touch (iPad поддерживается пока в экспериментальном режиме). Это весьма мощный и удобный игровой 3D-движок, унаследовавший возможности Xors3d, который развивался изначально как библиотека для Blitz3d. Он достаточно прост и удобен для использования. Движок iXors3d на писан на языке программирования C++ с некоторыми вкраплениями чистого C. Поэтому он довольно-таки быстр. Но портируемые проекты требуют некоторой доработки. iXors3d позволяет работать с сенсорным дисплеем, реализовывать управление по multitouch-системе. iXors3d использует собственный графический 3D-движок на основе OpenGL ES 1.1. Но разработчики планируют внедрить в следующие версии OpenGL ES 2.0, что повысит характеристики 3D-графики. Поддерживаются 3D-модели форматов .b3d (скелетная анимация) и .md2 (per-vertex). Запланирована поддержка .3ds и .ms3d. Поддерживаются текстуры в форматах: .bmp, .jpg, .png, .tif, .gif, .xbm. Полная версия стоит от 100$
Ответы