
Каждый, кто путешествует с дроном, должен быть готов к повышенному вниманию таможенной службы. Заранее продумайте ответы на такие вопросы, как «Где вы будете запускать коптер?», «Что вы будете снимать?», «С какой целью вы будете использовать отснятый материал?» и тому подобное. Отвечать следует учтиво и уважительно, спокойно и ни в коем случае не грубить пограничникам. Говорите, что снимать планируете вне населенных пунктов, национальных парков, достопримечательностей и обязательно в дневное время, что будете избегать большого скопления людей, что весь отснятый материал планируете использовать исключительно в личных целях, а не в коммерческих.
Все собранные данные актуальны на август 2018 года. Несмотря на это, мы рекомендуем дополнительно уточнять информацию в турагенстве. Также вы можете задать вопросы на иностранных форумах или тематических сообществах в Facebook.
Хорватия

Как утверждают в Агентстве гражданской авиации Хорватии, пилотировать коптер на территории страны разрешено. Но, как и в других государствах Европейского союза, есть ряд правил, которым необходимо следовать пилоту квадрокоптера.
Если отправляетесь в отпуск на курорты Хорватии и планируете взять с собой, например, Mavic Air для съемки, то имейте в виду, что:
- пилотируемый коптер не должен представлять опасность для жизни, здоровья окружающих людей и их имуществу;
- БПЛА разрешено запускать только в течение дня;
- любой груз или оборудование на квадрокоптере необходимо надежно закрепить;
- сбрасывать грузы и предметы с дронов запрещено;
- коптер не должен приближаться менее чем на 30 метров к людям, животным, сооружениям, транспортным средствам, морским и воздушным судам, автострадам, железным дорогам, морским путями и кабелям высокого напряжения;
- летать на расстоянии менее 150 метров от большого скопления людей запрещено;
- во время полета дрон обязан находиться в поле зрения пилота;
- нельзя летать дальше, чем на 500 метров от пилота;
- управлять дроном разрешено только за пределами контролируемого воздушного пространства;
- летать у аэропортов на расстоянии менее трех километров строго запрещено;
- совершать полеты БПЛА можно только получив разрешение ;
- непосредственно перед полетом вы обязаны уведомить местное Управление воздушного движения по телефону;
- каждый владелец коптера обязан получить разрешение не менее чем за восемь дней до полета (заявку можно отправить по электронной почте или через портал Управления воздушного пространства);
- запрещено летать в жилых зонах и зонах отдыха, у бизнес-центров, школ, офисов, спортивных площадок, парков, в центральной части города, поселка и тд.
Всю информацию о правилах полета БПЛА на территории Хорватии можно узнать на этой .
Если у вас есть вопросы, касающиеся провоза квадрокоптера и полетов на территории страны, вы можете написать письмо в Агентство гражданской авиации Хорватии на civaa@crocontrol.hr или позвонить по телефону +385 1 6259 400.
Черногория

Согласно информации на сайте , квадрокоптеры можно легально запускать на территории страны. Но есть определенные ограничения.
Каждый путешественник, который хочет пилотировать коптер на территории Черногории и снимать на его камеру, должен знать следующее:
- ваш БПЛА не может весить более 20 кг;
- управлять коптером разрешено только лицам, достигшим 16-ти лет;
- ночью летать запрещено;
- летать на расстоянии менее 45 метров от большого скопления людей запрещено;
- квадрокоптер нельзя запускать дальше, чем на 500 метров от пилота, и выше 150 метров;
- БПЛА не должен приближаться менее чем на 30 метров к людям, животным, сооружениям, транспортным средствам, морским и воздушным судам, автострадам, железным дорогам, морским путями и кабелям высокого напряжения;
- страхование ответственности за вред причиненный оператором дрона является обязательным для всех беспилотных летательных аппаратов;
- во время полета необходимо, чтобы коптер находился в поле зрения пилота;
- оператор дрона обязан вести журнал полетов, в который вносят: дату, время взлета и посадки БПЛА, продолжительность и место полета, имя и фамилию пилота, массу дрона и классификацию местности;
- получить разрешение нужно не менее чем за два дня до полета и сдать теоретический экзамен на знание правил управления дроном;
- запрещено летать в жилых зонах и зонах отдыха, у бизнес-центров, школ, офисов, спортивных площадок, парков, в центральной части города, поселка и тд;
- запускать коптеры разрешено только за пределами контролируемого воздушного пространства;
- для управления дроном весом более пяти килограмм и проведения коммерческих полетов необходимо иметь лицензию CAA, а также регистрацию коптера и пилота.
Скачать форму заявки на разрешение полетов, для сдачи теоретического экзамена и всю подробную информацию о том, как по всем правилам пилотировать коптер в Черногории, можно найти по .
Также, если у вас есть вопросы, касающиеся провоза квадрокоптера и полетов на территории страны, вы можете написать письмо в Управление гражданской авиации Черногории на cv@caa.me или позвонить по телефону +382 20 625 507.
Испания

В солнечной Испании тоже можно провозить и пилотировать коптер. На сайте Агентства авиационной безопасности Испании говориться, что для коммерческих полетов необходимо иметь лицензию AESA (Agencia Estatal de Seguridad Aérea), страховку, а также регистрацию квадрокоптера и пилота. А для полетов в личных или развлекательных целях существует всего несколько правил:
- БПЛА можно поднимать в воздух не выше 120 метров;
- летать можно днем, а устройства весом менее двух килограмм можно запускать даже ночью, при условии, что вы не планируете подниматься выше 50 метров;
- во время полета дрон должен находиться в поле зрения пилота;
- если для управления дроном вы используете FPV-очки, необходимо, чтобы рядом находился второй человек, который будет следить за полетом беспилотника и сообщать вам о его передвижениях;
- квадрокоптеры нельзя запускать на расстоянии менее восьми километров от аэропортов;
- дрон не должен приближаться менее чем на 150 метров к зданиям и на 50 метров к людям, которые не участвуют в пилотировании БПЛА.
Если планируете запускать дрон в национальных парках, то полагается получить разрешение от AESA. Использование БПЛА в запретных для полетов зонах нужно согласовывать с Агентством авиационной безопасности Испании (запрос обрабатывается около недели).
Всю информацию о правилах полета БПЛА на территории Испании можно узнать на странице .
Чтобы узнать больше о провозе провоза квадрокоптера и полетах на территории страны, задайте вопрос на сайте Агентства авиационной безопасности Испании через .
Италия

Согласно законам страны и данным на сайте Управления гражданской авиации Италии, ввозить и пилотировать коптеры на Апеннинском полуострове разрешено. Но все не так просто. Италия, наверно, одна из стран ЕС, в которой действуют самые строгие правила для запуска БПЛА. Особенно это касается Рима и Ватикана: если вы прилетите в один из местных аэропортов с квадрокоптером в багаже (даже с миниатюрным Spark), то это вызовет огромный интерес у пограничной службы. Возможно придется отвечать на большое количество вопросов. Бывали случаи, когда туристы попадали под подозрение в терроризме, а тех, кто пытался запустить дроны в центральном районе города, сразу задерживала полиция. А в Ватикане коптеры запрещены вовсе.
Так что решив пилотировать дрон, обязательно прочтите список рекомендаций и ограничений, который составили в (Ente Nazionale per l’Aviazione Civile) специально для туристов.
Мы же предлагаем ознакомиться с основными и самыми важными законами:
- разрешенное к полету устройство должно весить менее 25 кг;
- все БПЛА необходимо пометить специальным знаком с информацией о владельце и идентификационной системе. Подобный знак нужно наклеить и на пульт дистанционного управления. Кроме того, все БПЛА, которые способны передавать данные в режиме реального времени, следует оснастить электронным устройством идентификации;
- во время полета коптер должен находиться в поле зрения пилота;
- ночью летать запрещено;
- летать над большим скоплением людей запрещено, в том числе во время спортивных событий, концертов и других крупных мероприятий;
- если для управления дроном вы используете FPV-очки, то рядом должен находиться второй человек, который будет следить за полетом беспилотника и сообщать вам о его передвижениях;
- во время коммерческих полетов разрешено подниматься не выше 150 метров, в остальных случаях – не выше 70 метров над землей;
- летать на расстоянии менее пяти километров до аэропортов строго запрещено;
- для запуска БПЛА необходимо иметь страховку гражданской ответственности;
- запуск БПЛА в коммерческих целях возможен только с разрешения ENAC, которое можно получить, подав заявку и заплатив пошлину в 94 евро. Если запуск дрона в коммерческих целях подразумевает высокие риски, в том числе и для здоровья окружающих, то пилот обязан пройти подготовку и получить сертификат оператора БПЛА, а также предоставить справку о состоянии здоровья. Больше информации о требованиях для коммерческих полетов на территории Италии вы можете узнать на сайте .
Если у вас есть вопросы, касающиеся провоза квадрокоптера и полетов на территории страны, напишите письмо в Управление гражданской авиации Италии на servizionline@pec.enac.gov.it или позвоните по одному из телефонов, указанных на сайте .
Греция

Собираясь отдыхать на Балканском полуострове, вы совершенно спокойно можете брать с собой дрон. На сайте Управления гражданской авиации Греции говорится, что провоз и пилотирование квадрокоптеров на территории страны полностью законно. Для тех, кто планирует летать для развлечения и использовать отснятый материал для личного использования, есть некоторые ограничения. А вот для коммерческой съемки необходимо получить особое разрешение.
Вот несколько важных законов и правил, которым вы должны следовать:
- вес разрешенного к полету устройства не может превышать 25 кг;
- летать ночью запрещено;
- для запуска БПЛА необходимо иметь страховку гражданской ответственности;
- дроны нельзя запускать над людьми, тюрьмами, больницами, государственными и военными объектами, а также другими подобными областями;
- запрещено использовать БПЛА для провоза опасных материалов;
- оператор квадрокоптера обязан поддерживать безопасное расстояние от воздушных судов, людей и неподвижных или движущихся объектов;
- БПЛА не могут летать над частной собственностью без разрешения собственника;
- чтобы летать без специального разрешения Управления гражданской авиации, коптер не должен отдаляться от пилота не более чем на 50 метров. В остальных случаях необходимо заполнить для каждого полета и направить его по адресу d4@hcaa.gr. Если заявку одобрят, то вы можете запускать квадрокоптер, предварительно предупредив об этом местное полицейское управление;
- пилотировать коптер без специального разрешения можно на расстоянии не более чем 50 метров от отеля, в котором вы проживаете;
- получив разрешение на полеты от Управления гражданской авиации, разрешено летать не более чем на 120 метров над землей;
- для коммерческой съемки нужно получить разрешение для каждого полета;
- летать на расстоянии менее восьми километров до аэропортов строго запрещено.
Всю информацию о правилах полета БПЛА на территории Греции вы можете узнать на странице или на этом .
Хотите узнать больше о провозе квадрокоптера и полетах на территории страны? Задайте вопрос на сайте Управления гражданской авиации Греции через или позвоните по телефону +30 210 8916000.
Кипр

На Кипре дроны разрешены и вы можете привозить их с собой на остров. Но, по данным Департамента гражданской авиации Кипра, перед поездкой квадрокоптер необходимо зарегистрировать на департамента. Также на острове разделяют дроны на два типа: открытая категория и специальная категория. К первой относятся устройства, которые вы не планируете использовать для коммерческой съемки и весом до трех килограмм (например, Mavic Pro, Spark, Phantom 4). Владельцам девайсов открытой категории не нужно иметь лицензию на эксплуатацию, управление и страховку гражданской ответственности. Под вторую категорию подпадают все дроны весом от трех до 25 кг, такие, как Inspire 2, а также девайсы до 25 кг, которые вы будете использовать для любого вида коммерческой деятельности. Владелец такого коптера обязан иметь лицензию на эксплуатацию, управление, выданную Департаментом гражданской авиации Кипра, а также страховку с возмещением ущерба на сумму не менее 1 млн евро.
Существует и ряд общих правил, которым необходимо следовать пилотам дронов:
- максимальная высота полета для дронов открытой категории составляет 50 метров над землей, до 120 метров для специальной категории;
- во время полета коптер должен находиться в поле зрения пилота;
- расстояние между оператором и БПЛА не может превышать 500 метров;
- летать рядом с жилыми районами и большим скоплением людей запрещено;
- летать на расстоянии менее чем одного километра от жилых районов запрещено;
- оператор квадрокоптера обязан поддерживать безопасное расстояние (500 метров) от транспортных средств, животных, сооружений, воздушных судов, и частной собственности;
- летать над частной собственностью можно только с разрешения владельца;
- оператор квадрокоптера обязан поддерживать безопасное расстояние в 8 километров от аэропортов и 3 километров от вертодромов;
- летать ночью запрещено;
- запрещено летать в непосредственной близости и над военными объектами, инженерными сооружениями, археологическими объектами и общественными учреждениями.
Всю информацию о правилах запуска коптеров на территории Кипра вы можете узнать на Департамента гражданской авиации Кипра, которая полностью посвящена дронам.
Если у вас есть вопросы, касающиеся провоза БПЛА и полетов на острове, то отправьте письмо в Департамент гражданской авиации Кипра на uav@dca.mcw.gov.cy или позвоните по телефонам +357 22404122 и +357 22404180.



