
В 2017 году ICQ — уже не просто сервис обмена сообщениями, а громадный комбайн по производству и потреблению разнообразного контента. Обмен репликами — лишь малая часть возможностей. За последнее время пользователи все больше общаются с помощью фото, видео и картинок с мемами — это проще и быстрее; стикеры заменяют часть слов и фраз, а голосовые сообщения не только помогают, когда руки заняты, но и стали самостоятельным полноценным способом общения.
Все помнят время, когда люди общались в чатах: всегда была возможность найти подходящую комнату, поболтать, встретить новых друзей, обсудить новости или кино. Такую же возможность мы дали всем нашим пользователям в лайвчатах. Кроме простого текста (как в старые добрые времена) тут можно общаться голосом, отправлять видео, фото и любые файлы до 4ГБ. Все лайвчаты можно найти в отдельной витрине: они сортируются в зависимости от интересов пользователя, его друзей и расположения. Кстати, большая часть чатов создается рядом с учебными заведениями и больницами. А в целом лайвчаты ICQ находятся более чем в 70 000 населенных пунктов по всему миру.
ICQ в разных странах: чем Курбан-байрам отличается от Рождества
Интересно, что в каждой стране есть своя специфика общения в лайвчатах. Например, в Бразилии юзеры охотно делятся своими фотографиям и создают много чатов по интересам. В арабских странах популярны аудиосообщения: их уже больше половины в лайвчатах. Возможно, это связано с неудобностью клавиатуры и сложностью письма. Еще арабские пользователи часто пишут латиницей, особенно в Марокко. В Германии пользователи тоже не против аудиосообщений в чатах: они даже умудряются петь!
На волне популярности голосовых сообщений мы запустили новый вид лайвчатов: в них можно общаться только голосом, а если включен режим трансляции, то все входящие сообщения воспроизводятся автоматически. А вот, например, в России многие модераторы лайвчатов категорически против аудио и даже указывают это условие в правилах чатов.
Наблюдая за поведением пользователей в разных странах, можно увидеть зависимость трендов в общении от внутренних традиций. Например, в мусульманских странах за несколько дней до праздника Курбан-байрам начала падать активность в лайвчатах, нащупав дно 12 сентября — в день празднования. Затем количество сообщений, новых пользователей и заходов в чаты резко пошли вверх, отыграв падение нескольких дней и взлетев дальше. В некоторых странах, например, в Саудовской Аравии и Ираке, количество сообщений за следующие два дня выросло на 10% по сравнению с уровнем до праздника.

Если говорить о других странах, то во время праздников традиционно увеличивается число звонков — например, на Рождество в западных странах и на Новый год в странах СНГ. В этом году количество звонков на Новый Год в России выросло в 2 раза.
Редактор и трехмерные маски: Дональд Трамп против тыквы
В этом году в ICQ появился редактор фото и видео, который изначально давал возможность рисовать поверх отснятого материала, добавлять стикеры и геобейджи, которые привязаны к местонахождению пользователя. После добавления редактора значительно увеличилось количество отправляемых картинок, а пользователи охотно добавляли текст и разнообразные стикеры к фотографиям.
Следующим шагом стала интеграция обработки снимков с помощью нейросетей. Достаточно было свайпнуть фото в любую сторону — и картинка практически мгновенно обрабатывалась. Изначально таких фильтров было 17.
По статистике мы заметили, что большая часть пользователей накладывает стикеры. Тогда мы решили дать им возможность максимально разнообразить свои шедевры. В этом нам помогли наборы стикеров из StickerPipe: шляпы, очки, бороды, забавные вещи и эффекты.
Следующим этапом мы добавили возможность поставить «лайк» любому снапу из Историй. За первый же день активность пользователей увеличилась в два раза. Организовался даже флешмоб — пользователи ICQ соревновались, кто круче изменит картинку стикерами и обработает нейросетями. Через некоторое время к возможностям редактирования, доступным в ICQ, добавилась возможность обработки видео и трехмерные маски.
Маски, доступные всем пользователям ICQ на Android и iOS, реализованы на базе технологии Luna компании Visual Labs. Фактически ICQ «находит» лицо и, ориентируясь по определенным точкам, накладывает 2D- или 3D-маску.
Простую маску можно создать буквально за несколько часов на базе нужного рисунка, а затем адаптировать его поведение к точкам на лице. Так мы сделали с маской Дональда Трампа: мы добавили ее, как только стали известны результаты выборов. Первая версия маски была максимально простой — пользователь мог «примерить» прическу и брови Трампа. А уже к концу дня ее заменила более сложная версия с флагами и двигающимися руками избирателей.

А вот, например, маска тыквы для Хэллоуина потребовала значительно больших усилий. Изначально мы сделали трехмерный набросок, к которому добавили фактуру и эффекты. Так у нас получилась огненная тыква, которая полностью закрывает лицо, и только сквозь глаза и рот видно, что внутри человек.

Звонки в ICQ: говорят и показывают
Уже несколько лет в ICQ есть аудио- и видеозвонки, которыми занимается собственная VoIP-команда. С каждым релизом движок для звонков становится все лучше, а ваши разговоры — качественнее. Отдельно команда работает над адаптацией звонков к нестабильному интернет-соединению. Кроме того, в 2016 году мы обновили все приложения: теперь звонки в ICQ полностью защищены с помощью сквозного шифрования на базе ZRTP, так что ни у кого нет возможности взломать вашу беседу.


Большинство пользователей ICQ в России предпочитают видео: почти 56% звонящих общаются с друзьями и родными по видеосвязи. Еще год назад таких было существенно меньше – 46%. Кстати, на Новый Год количество видеозвонков превысило 64%.
Чуть больше половины всех звонков с мобильных версий ICQ российские пользователи совершают через Wi-Fi. В июне 2015 таких звонков было на 15% больше: за год россияне стали чаще пользоваться мобильным интернетом для аудио- и видеозвонков.
По данным за декабрь, пользователи ICQ в России в среднем тратят на один аудио- или видеозвонок 9 минут 12 секунд. При этом продолжительность одного аудиозвонка пока что дольше, хотя в сумме звонков лидерство у видео. А вот в Бразилии за последний месяц тратили на разговор меньше времени: там среднестатистический звонок длится 7 минут 19 секунд. Кроме того там любят видеть собеседника: среди звонков меньше 18% совершается по аудиосвязи.
Пользователи из Казахстана выражают свои мысли лаконичнее — в среднем на звонок уходит 6 минут 46 секунды. Аудиозвонки здесь любят так же, как и в Бразилии (то есть гораздо меньше видео) — их около 18%
Жителям Марокко в декабре необходимо уже было порядка 11 минут, хотя осенью им еще хватало чуть больше 8 минут на звонок. Видео тут тоже обогнало аудио и занимает уже 56%.
Владельцы iPhone и iPad во всех этих странах оказались разговорчивее пользователей Android.
2016 год был важным для ICQ — и уверены, что 2017 от него не отстанет. Мы планируем делать мессенджер еще функциональнее и приятно удивлять вас.