2

Дыхание в фитнес-дизайне

Прошу великодушно меня извинить, но увлекшись теорией, я совершенно забыл о самом важном - о дыхании. Именно с рассказа о дыхании должно начинаться каждое занятие по фитнес-дизайну, и только моя вина, что данный пост появился лишь третьим в списке, а не первым - как и положено.


Вообще говоря, постановка правильного дыхания - чуть ли не основа всех основ. В своей жизни я пытался постичь азы многих ремесел и искусств, и везде, буквально везде первое занятие и знакомство Мастера или Тренера с учениками начиналось с обязательной лекции о дыхании. Хоровое пение или плавание, стрельба по мишени или выполнение броска в баскетболе, марафонский бег или любые единоборства. А уж занятия у логопеда не только начинались с дыхания - они практически все и состояли только из него.

Пожалуй можно даже сказать, что дизайн - это была первая и единственная отрасль, где никто на первом занятии ничего не говорил про дыхание. И как выясняется теперь - совершенно напрасно.


Надеюсь, мой блог читают образованные люди, которые прекрасно знают, что одним из самых действенных способов совершить подстройку под собеседника в диалоге с целью снискать у него дополнительные симпатии - является синхронизация с ним собственного дыхания. То, что мы называем "на одной волне" - с точки зрения психологии звучит как "на одном выдохе".


Собственно, от этих знаний до попытки поиска первых закономерностей в дыхании пользователя при взаимодействии с различными интерфейсами - оставалось полшага. И моя провинциальная скромность не позволяет мне думать, что я первый из всех двинулся по этому извилистому пути. Однако, в открытом доступе полезной информации по таким исследованиям крайне мало, и это сподвигло меня выставить на суд светил юзбилити и икон отечественного дизайна свои скромные наработки. Просто для затравки.

Итак, пока мною наощупь найдены следующие зависимости: клик на кнопке или ввод информации в поле  эфективнее всего ( на пару процентов, нов се же) пользователь производит на выдохе, тогда же, когда совершает удар в карате или совершает трехочковый бросок. Таким образом, в интерфейсном ритме данные элементы должны попадаться в поле зрения пользователя именно тогда, когда у него естественнейшим образом происходит очередной выдох.

Чу, слышится мне уже заявление очередного преисполненного снобизмом эксперта, что все люди дышат в разных ритмах и искать здесь закономерности невозможно. Здесь могу предоставить пока лишь личные наблюдения, что не токмо тыкание в кнопочки на сайтах, но и ввод поискового запроса, и открытие браузера, и переход по вкладкам  - люди также стараются постепенно синхронизировать с темпом своего дыхания: на вдохе получая новые новые впечатления, принимая информацию; затем задерживая дыхание на дизайнерских wow-эффектах и  в конце тяжело вздыхая от очередной неудачной попытки оформить заказ в корзине.

Разумеется, в данном исследовании очень может помочь и составление примерной картины типового использования интерфейса:  происходит ли процесс обмена информацией на бегу на смартфоне или же затаив дыхание тайком от шефа на рабочем ПК, а может вкусно прихлебывая домашним какао вечером или клокоча от злобы поутру после очередной планерки. Все эти мелочи, являющиеся задним фоном любого пользовательского опыта - могут нам очень много сказать о ритме дыхания типичного "пациента", а значит прописать ему наиболее оптимальный ритм взаимодействий с разрабатываемым интерфейсом.

Спешу подчеркнуть, что частота дыхания также зависит и от возраста и пола пользователя, а также от степени важности для него искомых данных. Но, как я уже говорил, начальные показатели дыхания не так важны, как дальнейшая постепенная синхронизация интерфейса и ритма дыхания.



На практике пока удалось провести лишь самые начальные ислледования, когда на данные обычного портативного айтрекера о просмотре в течении двух минут страницы того или иного сайта накладывалась информация о том, что человек в среднем совершал 18 вдохов-выдохов в минуту (среднее значение по медицинским справочникам равно 16 + небольшая взволнованность от осознания участия в эксперименте, т.н. погрешность наблюдателя). Таким образом, сам маршрут движения глаз указывал нам на 36 наиболее оптимальных точек для размещения call-to-action на выдохе или короткого броского эмоционального изображения\слогана на вдохе.

При этом все остальные законы дизайна и юзабилити нисколько не упраздняются в связи с этим новым подходом, ведь из 36 вариантов нужно выбрать лишь те, которые соотвествуют всем остальным классическим аксиомам Нильсена-Купера, также соотвествуют самой структуре страницы и логичным образом завершают абзацы или изображения. Так что по факту остается не более 2-3 вариантов размещения каждого контрола. Вот как это может выглядеть на самом примитивном примере:


Здесь можно было бы обратить внимание на то, как интуитивно были найдены практически оптимальные решения в полном соотвествии с гипотезой о необходимости синхронизации интерфейса и дыхания человека. Ведь не может же быть простым совпадением, что и лого сайта, и лицо персонажа, и самый крупный заголовок - почти абсолютно совпали с вдохами исследуемых пользователей.

Ну а выдохи, выдохи вообще говорят сами за себя: кнопка "learn more", и поле select с выбором штата расположены очень близко к выдохам пользователей.

Вот это пока собственно пока все мысли и факты, что есть. К сожалению, на такие полезные исследования пока никто не торопится выделять миллионные гранты или громадные штаты экспертов, поэтому все делется вручную и полукустарным способом. Однако, как мне кажется, перспективы у данной гипотезы есть, однако вопросов здесь пока больше, чем ответов.

В частности, первый из них и, возможно, самый важный: кто же под кого в итоге синхронизируется? Человек ли, в желании лучше понять представленный набор пикселей, выстраивает свое дыхание в том ритме, который задан изначально, и потом очень расстраивается, когда дальнейший интерфейс постоянно "сбивает" заданный поначалу четкий ритм.

Или же, наоборот, интерфейс должен хотя бы на 4-5 циклов выловить дыхание типового пользователя и за это время успеть передать ему все нужные посылы, зацепив его внимание и интерес. То есть кто же здесь ведущий, а кто ведомый? Я пока не уверен ни в чем, а посему переходим к просьбам:

Уважаемые многопытные коллеги и всероссийские эксперты! Я уверен, что вы также над всем этим задумывались, причем давно и неоднократно, и имеете в десятки раз больше наработанных данных по ритму интерфейса и его синхронизации с человеческим. Возможно не только с дыханием, а с пульсом, или с биоритмами, или со звучащими в интерфейсе звуковыми сигналами и т.д.

Я очень хотел бы вас попросить в комментариях к данной статье поделиться своими более успешными наработками в данном направлении или хотя бы намекнуть о дальнейшем возможном векторе исследований.

И спасибо за внимание.
1

Подписаться на
«Инженер человеческих душ»

Кол-во подписчиков: 406

Комментарии

svet2015
+89
так открыто делитесь своими наработками, а стоит ли, надо тему развивать и оформлять в кандидатскую, пока плагиат не начался
8 сентября 2015 в 12:32
#