Индия — новая золотая жила Apple

Индия для Apple это Китай 7-10 лет назад. Так Тим Кук охарактеризовал Индию — перспективный рынок для Apple в ближайшие годы. 

Индия — второе по числу населения государство в мире после Китая. Английский здесь — второй государственный язык. Этих двух фактов хватит, чтобы не сомневаться в скором появлении здесь первого Apple Store. Индия — бедная страна. 70% индусов здесь проживает в сельских регионах, работают в сельском хозяйстве и не подозревают о существовании iPhone. Но 30% городского населения, которое за последние 10 лет выросло в 2,5 раза, это 400 миллионов человек — больше, чем в США. Индия — третий по величине рынок смартфонов в мире. Здесь перспективы Apple сравнимы с США и Китаем.

По итогам прошлого квартала, о котором Apple отчитывалась в конце апреля, продажи iPhone в Индии выросли на 56% за год. Apple стала главным претендентом на смену Samsung в верхнем ценовом сегменте в Индии. Рынок смартфонов дороже 300 долларов здесь до конца прошлого года контролировался южнокорейским производителем. Но iPhone растет в Индии быстрее остальных смартфонов и как считают аналитики Canalys, причина этому — молодые люди до 25 лет, которых в стране половина населения. За год доля смартфонов Apple в категории дороже 300 долларов выросла с 11% до 29%. Доля Samsung здесь снизилась с 66% до 41%.

Если iPhone останется таким популярным, Apple станет лидером верхнего сегмента индийского рынка смартфонов уже через два года. Но теперь, когда Apple обратила внимание на потенциально успешный рынок, продажи продолжат расти. Помогут этому розничные магазины Apple, развитие современных стандартов связи, таких как LTE и новый глава Apple India. 

Им стал Санджай Кауль, до этого семь лет работавший в Apple на руководящих должностях. Последние два года Санджай управлял продажами iPhone в Индии и теперь назначен главным менеджером Apple в стране. Тим Кук назвал Индию важным рынком для продуктов и сервисов Apple и стоит ждать, что в ближайшие годы продажи компании здесь обязательно вырастут. На долю iPhone в Индии приходится 2% рынка смартфонов. У других продуктов производителя дела еще хуже. Новому главе Apple India предстоит это исправить.

Модель продаж в Индии отличается от других стран. Здесь смартфоны продаются в рознице силами самих производителей, без помощи мобильных провайдеров, на долю которых в разных странах приходится до 50% продаж iPhone. Рост продаж iPhone в Индии в 2015-2016 годах — результат работы только онлайн-магазина Apple. Стоит представить, что сеть розничных магазинов позволит как минимум удвоить эти показатели. Но тут возникают сложности.

Открыть розничный магазин в Индии сложно. Это удалось WalMart, но не получилось у Best Buy. Зарубежный розничный бизнес сталкивается с проблемами при оформлении на территории Индии. Создаются они местным правительством с целью улучшения торговых условий для государственных предприятий и индийских бизнесменов.

Apple уже столкнулась с первыми проблемами в Индии. Снизить среднюю стоимость iPhone можно продавая восстановленные iPhone. Они стоят дешевле, хотя ничем не отличаются от новых iPhone. Однако компании не удалось договориться с местным правительством о начале продаж восстановленных iPhone в Индии. Представитель министерства связи рассказал Bloomberg о нежелании местных властей разрешать продажи восстановленных iPhone из-за сокращенного срока их службы. Дешевые и от того менее надежные iPhone чаще ломаются и наносят вред окружающей среде.

Apple возлагает надежды на Индию. Тим Кук заявил, что стратегии Apple теперь рассчитываются с оглядкой на индийских покупателей. Компании предстоит решить не одну задачу, прежде чем она добьется серьезных успехов в Индии.