На заре развития планшетного рынка, который был основан Apple в 2010 году, многие специалисты и критики относились к iPad весьма скептично. Большой дисплей? Да, удобно, но что может эта штука из того, чего не может iPhone? Вполне резонный вопрос. Распробовать всю палитру вкусов планшета Apple рынок смог не сразу. На мой взгляд, даже сегодня многим из нас не до конца понятно насколько хороша сама концепция планшета.
Да, iPad без сомнения остается лучшим на рынке даже спустя четыре года и сотню псевдоконкурентов и убийц. В этом я окончательно убедился на прошлой неделе, когда мне попал в руки какой-то из планшетов Samsung с установленной на нем Windows. Взятая за основу концепция наиболее комфортабельного доступа к интернету в этом устройстве расстреляна из самых мощных орудий и закопана в самую глубокую яму.
Но это Samsung, у них все продукты попадают на полку магазина через одно место. Что же случилось с планшетами Apple? Цифра в квартальном отчете Apple напротив названия планшета Apple повергает в шок. Думаю, что даже в Купертино не ожидали такого снижения продаж. Это даже не замедление темпов роста. Связывать этот показатель со скорым обновлением линейки планшетов не стоит. Ровно год назад iPad продавался на 9% больше, но ведь и тогда над планшетом нависала угроза скоро обновления.. Хуже этого может быть только эта же цифра для продаж iPhone. Но пока смартфон Apple остается ключевой движущей силой машины для зарабатывания денег под названием Apple.
Тогда в 2010-м я верил в iPad. Пройдет первая волна обзоров и обсуждений и я осознаю, что планшету Apple суждено прийти на замену iPhone. Когда Apple выпустит iPad 2 я окончательно удостоверюсь в том, что пройдет еще год-другой и iPad будет в руках каждого третьего жителя планеты. Мою уверенность в светлом будущем планшета можно было оправдать главным его превосходством — iPad был и остается лучшим устройством для работы с интернетом. Позднее им, кстати, станет iPad mini, в чем я никогда себе не признаюсь.
Но что-то пошло не так. Нет, каждый новый планшет Apple становился все лучше. Росла скорость работы, увеличивалась плотность пикселей, планшет ощутимо терял в объемах, но этого было недостаточно. Сегодня рыночная доля iPad снизилась c 33% до 27%. В чем причина? Если взглянуть на квартальные показатели других производителей, то становится понятно, что с рынком все в порядке, это не общая практика. Помимо Apple среди наиболее крупных вендоров отрицательную динамику продемонстрировала только Acer, годичные продажи которой снизились аж на 33,4%. У Samsung, Lenovo, ASUS и других дела идут в гору разными темпами.
На мой взгляд росту планшета Apple и его становлению как главного продукта десятилетия сегодня мешают три вещи.
1. Китай и общерыночное снижение ценыРынок планшетов насыщается и привлечь внимание пользователя лучше, чем снижением ценника вряд ли можно. О качестве железа и софта, правда, заботится далеко не каждый вендор. Вот к примеру тот планшет Samsung по ощущениям — hi-end девайс и ценник у него явно не ниже 15 тысяч рублей. И в руках лежит неплохо, и экран большой, хороший, но Windows, черт ее дери!
Очень хорошо видна тенденция снижения отпускной цены планшетов на российском рынке. Об этом в начале июля сообщала компания МТС, подготовившая квартальный отчет продаж планшетов. Премиум-сегмент с его айпэдами и Windows-планшетами рухнул более чем на 20%. Богатый до разнообразия Android здесь в выигрыше. Бюджетные устройства, которыми широко представлена платформа, потянули систему вверх, позволив второсортным брендам вроде Explay или DNS занять 60% рынка.
2. Фаблеты
Как бы не был удобен и прост в обращении iPad, универсальные устройства, коими и являются фаблеты, откусили часть планшетного пирога. Полтора-два процента из тех девяти, что потерял iPad они и откусили. Вот здесь я без всякого умысла, даже с удовольствием, признаю победу Samsung. Эти устройства — инициатива Samsung и здесь корейцам нет равных. Хотя может дело в том, что у них просто нет достойных конкурентов в этой области?
С другой стороны та же LG — один из основных соперников Samsung на рынке фаблетов, в этом квартале показала лучшие результаты с 2011 года. Ее смартфоны продаются как никогда хорошо. Рост продаж хоть и не большой — 24,7 миллиона долларов, однако это рост и LG тоже напрямую повлияла на падение продаж iPad в прошедшем квартале.
3. Цикл использования
На той самой презентации в 2010 году Джобс использовал iPad для заполнения пустого пространства между ноутбуком и смартфоном. Именно так следует относиться к планшетам Apple и при определении цикла их обновления. Менять iPad каждый год вряд ли имеет смысл. Более того, даже обновление раз в два года — невероятная роскошь для большинства пользователей iPad сегодня. Да и зачем менять планшет, если прежний справляется со своими задачами. Кроме того, как показывает практика, вторичный рынок iPad никак нельзя сравнивать с рынком iPhone. При обновлении старые планшеты остаются в семье, часто используются как развлекательный инструмент для младших детей. Поэтому сэкономить на покупке нового iPad, продав старый, получается далеко не у всех и не всегда.
Сегодня, за несколько месяцев до выхода шестого по счету iPad, я практически убедился в том, что ошибался в своих прогнозах и ожиданиях. iPad так и не стал лучшим продуктом Apple. Он не смог заменить iPhone, несмотря на имеющиеся у него преимущества. Это лишь еще одно устройство в линейке мобильных продуктов компании. Снижение рыночной доли iPad на рынке планшетов продолжится и в дальнейшем: если в течение ближайших 7-10 месяцев и наступит цикл обновления iPad, то это вряд ли поможет Apple в борьбе с фаблетами и активно развивающимся китайским рынком.