Уроки, которые я вынес, работая над Apple Watch

В 2010 году инженер и основатель стартапа Боб Мeссершмидт написал личное письмо Стиву Джобсу. Спустя несколько месяцев Apple выкупила стартап Мeссершмидта и следующие 3 года последний проработал в корпорации.

Мeссершмидт создал сенсор сердечного ритма, используемый в Apple Watch, после чего ушел из Apple и основал новую компанию. Недавно он дал интервью, в котором поделился уроками, полученными во время работы в Apple и сотрудничества с командой Джони Айва.

Урок 1: Дизайнер говорит, инженер исполняет

Инженер рассказал о ранних этапах создания датчика измерения пульса Apple Watch и том, с какими требованиями он столкнулся.

— Вот яркий пример. Я отправился на встречу и заявил, что хочу поместить сенсор в часы, но хочу, чтобы они были здесь (указывает на внутреннюю часть ремешка Apple Watch, надетого на его руку), потому что тогда можно будет получить точные данные из тыльной части запястья. Они (промышленные дизайнеры) быстро ответили, что «это не в тренде моды и дизайна. Мы хотим использовать сменные ремешки, поэтому на них нельзя устанавливать сенсоры».

На следующей встрече я сказал: «Мы можем сделать это здесь (в верхней части запястья), но придется использовать довольно тугой ремешок, потому что нам требуется хорошее соединение между сенсором и кожей». В ответ от дизайнеров я услышал: «Нет, люди носят часы не так; часы обычно болтаются на руке». Это создало набор требований, которые заставляют создавать непростые решения.

Мeссершмидт отметил, что в другой компании инженер смог бы настоять на своем и переспорить дизайнера, и это негативно отразилось бы на успехе продукта. Автор интервью отметил, что во время разработки продукта необходимо, чтобы среди участников совещаний был слышен голос потребителя, и чтобы этот голос имел вес.

«Уроки, которые я вынес, работая над Apple Watch»

Урок 2. Удовлетворенность важнее технологий

Каждый день в мире совершаются десятки технологических прорывов в той или иной области. Однако, это не меняет жизни людей, пока технологии не оформляются в конечный продукт с хорошим дизайном.

— В Apple я узнал, что дизайн и удобство в работе — самое важное в потребительских продуктах. Дело совсем не в технологиях. Дело в дизайне, который вызывает чувство счастья у пользователя.

Если вы поближе рассмотрите такие продукты, как iPhone и iPad, то поймете, что они не используют большого количества новых технологий. Истинная элегантность и исключительность не имеют практически ничего общего с технологиями. Суть состоит в упаковке и ценности, которую они несут людям. Большие технологические идеи возникают в других местах, они создаются раньше.

Виртуальная реальность — хороший пример. Почему Apple до сих пор не освоила VR? Потому что никто не знает, насколько она нужна. Apple создает продукты, от которых будет польза для всех.

Мeссершмидт также привел пример 3D-телевидения, которому пророчили популярность, но оно так и не получило распространения.

Урок 3. Все важно, но не все одинаково важно

— Достаточно хороший результат не означает, что работа проделана достаточно хорошо. Продукт должен быть идеальным во всех измерениях, иначе он провалится. Помню, в Apple некоторые люди не верно это понимали. Некоторые вынесли не тот урок. Инженеры в Apple воспринимали подход Стива Джобса так, как будто они должны были уделять одинаковое внимание каждой детали. Это полнейшее искривление подхода Джобса. Не все компоненты равны. Все должно быть правильным, но некоторое вещи более важны, это относится к удобству в использовании и аспектам дизайна.

Уроки, которые я вынес, работая над Apple Watch

Урок 4. Нужно справляться с отказами

В мире нет недостатка идей. Многие идеи потрясающи сами по себе, но их редко удается реализовать в конкретном продукте, особенно если ты работаешь в Apple.

— Только в штаб-квартире в Купертино на Apple работает 12 тыс. инженеров, так что идей здесь хватает. Но представьте себе, сколько идей оказываются реализованными в конечном продукте: очень и очень мало. Это раздражает многих людей…

В этом заключалась красота Стива Джобса. Он обладал способностью говорить «нет», пока не слышал абсолютно землепотрясную стенопрошибную сумасводящую идею. Вот чему я научился: говори нет, пока не предложат идеальный вариант.

Урок 5: Когда дело доходит до секретности, рамки здравого смысла исчезают

— В Apple есть команда, отвечающая за секретность. Стив Джобс хотел поддерживать секретность по очень конкретным причинам. Он хотел иметь способность поразить людей во время презентации нового продукта.

Мeссершмидт также отметил, что секретность позволяла разогреть больший интерес, чем этого может заслуживать продукт, информация о котором скрывается.

Уроки, которые я вынес, работая над Apple Watch

Урок 6: Маркетологи и инженеры должны жить отдельной жизнью

— Если вы обратитесь к инженеру в Apple, он скажет: «Мы принимаем все решения, а маркетологи не имеют власти,— или, — в Apple, на самом деле, нет маркетологов». Однако в Infinite Loop существует огромное здание, и в нем полно маркетологов. Я подумал: «Интересно, что мне скажут здесь». На встречах с маркетологами я слышал: «Знаете, что интересно? Мы принимаем все решения в Apple — у инженеров нет никакой власти в компании».

Автор интервью отметил, что структура Apple ограничивает взаимодействие между инженерами и маркетологами. Основная часть идей поступает от высшего руководства, в то время, как маркетологи и инженеры практически не влияют на происходящее.

Урок 7: Структура Apple напоминает стартап

Большинство технологических компаний делятся на подразделения, между которыми распределяется бюджет. Доход за предыдущие несколько кварталов обычно определяет бюджет на следующий год. В стартапах все работает по-другому — никто не борется за финансирование, потому что все деньги выдаются с одного мешка.

Инженерам в Apple не приходится думать о бюджете. Они просто говорят, что им нужно, а от руководства приходит ответ. Проблема скорее состоит в том, сколько людей окажется у тебя в команде, в количестве голов. Можно подать запрос на найм 5 новых сотрудников перед утверждением бюджета на год. После утверждения приходил ответ, согласно которому команда может увеличиться только на 2 человека. Или на 10, то есть больше, чем указано в запросе.

Думая о стартапах я понимаю, что у них такая же структура. Apple, возможно, придумала, как быть большой компанией, оставаясь при этом почти стартапом.

Мeссершмидт отметил, что структура Apple не выдержала бы никакой критики в школе бизнеса. Однако для корпорации в Купертино она, как ни странно, подходит идеально.

Уроки, которые я вынес, работая над Apple Watch

Урок 8: Стива Джобса сымитировать невозможно

Когда Стив Джобс осознал, что скоро умрет, он постарался сделать так, чтобы после его ухода компания работала как прежде. В Apple действует бизнес-школа, которая учит принципам, по которым работал Джобс. По мнению Мeссершмидта, скопировать умершего в 2011 году гения не удастся никому.

— Вы можете помнить, что после его смерти все спрашивали: «Apple сможет оставаться успешной?» Мог ли кто-либо заменить Джобса? Я пока не уверен, но считаю, что ответ скорее негативен. Apple явно изменилась.

В недавнем интервью The Washington Post Тим Кук отметил, что занимая пост гендиректора Apple он не собирался заменить Джобса. Кук осознавал, что это невозможно, а попытка была бы вероломной. Он надеялся, что основатель корпорации поправит здоровье, а затем, как обычно, вернется.

Читать далее