По сведениям РИА Новости, альянс FairSearch, в который входят Microsoft, Nokia, Oracle, TripAdvisor и другие организации, поддержал компанию «Яндекс», которая недавно обратилась в ФАС с жалобой на Google.
В открытом письме альянс пишет, что Google продвигает свою поисковую систему недобросовестными методами и «вводит ограничительные соглашения, которые заставляют производителей мобильных устройств отказываться от предустановки поиска „Яндекса“». По мнению FairSearch, «монопольное положение Google на рынке мобильных приложений помогает компании выдавливать конкурента с этого динамично развивающегося рынка».
Ранее европейское отделение FairSearch подало аналогичную жалобу на Google в Еврокомиссию. В ней отмечается, что Google распространяет Android по цене ниже себестоимости, чем создает неравную конкуренцию и ставит других игроков рынка в невыгодное положение. Руководитель группы компаний «Яндекс» Александр Волож тогда поддержал эту жалобу.
В прошлом месяце «Яндекс» направил в ФАС жалобу, где утверждается, будто Google навязывает производителям мобильных устройств условия, по которым те получают разрешение на установку Google Mobile Services (GSM). В пакет GSM входят важные приложения и сервисы Google, в том числе магазин Google Play. Одним из условий является запрет на установку приложений «Яндекса», причем даже тех, аналогов которых у Google нет. Из-за этого запрета от сотрудничества с «Яндексом» были вынуждены отказаться несколько компаний, выпускающих смартфоны на российский рынок.
Если Еврокомиссия и ФАС встанут на сторону «Яндекса» и FairSearch, компании Google придется изменить условия, по которым производителям смартфонов и планшетов разрешается устанавливать на выпускаемые устройства Google Mobile Services. В 2009 году после рассмотрения подобной жалобы, Microsoft пришлось реализовать в Windows 7 возможность установки альтернативных браузеров взамен Internet Explorer.
Сегодня также стало известно о намерении правительства РФ ввести дополнительное налоговое бремя на иностранные ИТ-корпорации, работающие в России. В 2013 году российское подразделение Google выплатило в бюджет страны 468,3 миллиона рублей, а «Яндекс» в семь раз больше — 3,2 миллиарда. При этом доля на рынке поиска в России у Google не настолько меньше, чем у «Яндекса» — 32,8% против 58,8% по данным за февраль этого года. В прошлом году «Яндекс» выплатил налоги на сумму 5,4 миллиарда рублей, а отчет Google пока не опубликован.
По мнению российских властей, зарубежные компании могли бы приносить российскому бюджету больше денег — например, если бы выплачивали НДС с покупок в магазинах приложений. Кроме того, власти намерены подсчитать, сколько Google получает с продажи рекламы в России, и проверить, со всех ли доходов выплачены налоги.