Мосгорсуд разъяснил, на каком основании компания Google недавно была оштрафована им на 50 тысяч рублей — он посчитал, что сканирование электронной почты для размещения в ней контекстной рекламы нарушает право граждан на тайну переписки, закрепленное в Конституции РФ.
По мнению юристов ООО «Гулг», иск был подан не по назначению. Дело в том, что российское подразделение компании не управляет рекламой в сети AdWords и поэтому не может нести ответственность за размещаемый в ней контент. Суд заявил, что «предметом иска является не вопрос о физическом месте хранения информации и используемые для этого ресурсы, а вопрос о нарушении тайны электронной корреспонденции путем использования соответствующего программного обеспечения», в результате чего ООО «Гугл» «несет самостоятельные риски, зная, что используемое им программное обеспечение нарушает конституционные права граждан РФ на тайну частной переписки».
Возможность сканирования писем в Gmail прописана в «Правилах конфиденциальности» Google — компания предупреждает, что электронная почта пользователей анализируется специальным алгоритмом для подбора контекстной рекламы. Суд решил, что тем самым Google нарушает Конституцию. Бурков пояснил, что был в курсе того, что почта мониторится не людьми, а роботом, тем не менее, он опасается, что найдется какой-нибудь «Сноуден», который скопирует себе его письма и будет использовать их в своих интересах. Бурков также сообщил, что аналогичные иски уже подали еще два человека. «В условиях глобализации граждане или юридические лица должны иметь возможность защищать свои права в судах того государства, где находится жертва, а не нарушитель», — сказал он.
Компания Google в настоящее время изучает документы из суда и еще не приняла решение о дальнейших действиях. По мнению некоторых юристов, решение суда соответствует конъюнктуре напряженных отношений, сложившейся между РФ и США, об этом говорит тот факт, что суд не назначал проведение технической экспертизы и не попытался определить, может ли информация, которую сканирует робот Google, попасть к третьим лицам.
Почти все крупные рекламные сети (в том числе яндексовская) занимаются сканирование веб-страниц, которые посещает пользователей, и его поисковых запросов. Исключение составляет рекламная сеть — Microsoft, эта компания изучает поведение пользователя в сети, но не использует собранные данные для показа рекламы. Пару лет назад Microsoft пыталась воздействовать на Google кампанией «Scroogled». В ее рамках пользователям разъяснялось, какие данные собирает Google и как использует их.