Яндекс

На этой неделе акции Yandex N.V., владеющей 100-процентной долей российской компании «Яндекс» подорожали на бирже NASDAQ почти на 14%. Очевидно, это произошло из-за известий о том, что Еврокомиссия начала начала антимонопольное разбирательство с Google, по результатам которого позиции «Яндекса» на рынке поиска и мобильных приложений могут сильно укрепиться.

Капитализация «Яндекса» вернулась на уровень декабря 2014 года и достигла 6,48 миллиарда долларов США. В конце прошлого года акции почти всех российских компаний на NASDAQ подешевели из-за ослабшего рубля. Косвенной причиной роста стоимости акций «Яндекса» могло стать недавнее укрепление рубля, ведь одна из основных статей расходов «Яндекса» — аренда офиса, а ее ставка была зафиксирована в долларах.

На этой неделе Еврокомиссия начала официальное расследование злоупотреблений Google на платформе Android. Согласно предварительным выводам, американская компания заставляет производителей смартфонов и планшетов устанавливать на выпускаемые ими устройства свои приложения и ограничивает установку приложений конкурентов. Кроме того, комиссия считает, что Google отдает преимущество при поиске товаров своей площадке вне зависимости от того, насколько она релевантна. Google эти обвинения отвергла и опубликовала в своем блоге графики со статистикой поисковых запросов, из которых следует, что пользователи предпочитают находить товары на сайтах магазинов, а не на площадке Google. 

В марте этого года «Яндекс» направила в Федеральную антимонопольную службу РФ схожую жалобу. В ней утверждается, будто в прошлом году три производителя смартфонов (Fly, Explay и Prestigio) отказались от предустановки приложений «Яндекса», причем не только тех, которые конкурируют с аналогичными приложениями Google, но и ряда других, аналогов которых у американской корпорации нет. По словам «Яндекс», производителям пришлось пойти на этот шаг, чтобы не лишиться возможности продавать устройства с интегрированными основополагающими сервисами Google, вроде магазина приложений Play и геолокации.

Google утверждает, что пользователи могут самостоятельно устанавливать на приобретенные устройства какие угодно приложения и пользоваться любой поисковой системой — хоть Google, хоть Яндекс, хоть Bing. Однако очевидно, что большинство пользователей не будет менять сервисы Google на какие-либо другие. Это подтверждает статистика — с ростом числа пользователей Android растет доля поисковых запросов через Google. По сведениям LiveInternet, в марте этого года поисковая доля Google в рунете выросла до 33,6% (годом ранее была 27,6%), а доля «Яндекс» снизилась до 58% (годом ранее 62%). При этом 65% пользователей Android ищут информацию через Google и лишь 35% через «Яндекс».

Расследование Еврокомиссии инициировано альянсом Fair Search, в который входят Microsoft, Nokia и Oracle. Компания «Яндекс» привлечена к этому делу в качестве свидетеля. Скорее всего, российская ФАС вынесет решение по жалобе на Google раньше Еврокомиссии. Формально оба решения не будут связаны друг с другом.