iPhone — бесспорно самые обсуждаемые смартфоны в сети в эпоху Android и iOS. Мемы, нарезки с презентаций, цитаты топ-менеджеров — все это моментально разлетается по интернету и заполняет наши рекомендации и новостные ленты.

Хороший продукт продает сам себя — один из принципов Стива Джобса, как пишет дизайнер Джон Эдсон в книге «Уроки дизайна от Apple». При своей бешеной популярности компания из Купертино никогда не вкладывалась в рекламу.

Вспомните вирусный коммерческий ролик от Apple — не получится. Первый iPhone продвигали короткими видео «How to» с демонстрацией основных команд. Совершенно обычные видео без заявки на вирусность. В 2019 году самая популярная реклама — о конфиденциальности iPhone.

Обе кампании — минималистичны и невульгарны. Они, как и большинство реклам Apple, показывают ключевые возможности смартфонов, но не провоцируют и не становятся популярными в соцсетях.

На российском ТВ iPhone не рекламировались до 2014 года, и это не мешало им продаваться. Пользователи покупали даже первую модель, доступную исключительно в США и только по контракту.

Противоположность Apple в этом плане — компания Samsung. В 2018 году корейцы прямо высмеяли iPhone за «челку», замедление и низкую автономность. Посмотрите канал Apple на Ютубе — вы не найдете подобных провокационных роликов.

Тим Кук и эпоха соцсетей 

Модели iPhone, выпущенные при Стиве Джобсе, удивляли инновациями. После смерти СЕО основной претензией к компании и Тиму Куку стало их отсутствие. Шутки про «революционный» цвет корпуса, удлиненный экран и расположение камеры пошли именно из-за этого.

Впрочем, в офисе Купертино нашли способ продвигать свою продукцию с тем же успехом, что и Джобс. 

Хороший продукт продает сам себя — этот принцип взят за основу и частично изменен. «Продает сам себя» — ключевой момент. Зачем вкладываться в рекламу, если пользователи интернета сами разрекламируют устройства?

Двигателем компании в эпоху соцсетей стали… мемы. Лучше любой рекламной кампании продукт сделают узнаваемым шутки в интернете. 

Спорные дизайнерские решения 

Сколько раз в жизни вы удивлялись дизайну продукции Apple? Если следите за компанией и индустрией технологий, то приходите в недоумение почти каждый год.

Свежий пример — камеры в iPhone 11, 11 Pro и его Max-версии. Пользователи соцсетей уже увидели в ней: лицо робота, базуку Шварцнеггера, поднос с тарелками супа и майонезом и прочее.


iOS 7 с ярким дизайном, «челка» iPhone 7, «ведро» Mac Pro 2013, «терка» Mac Pro 2019 — все перечисленные продукты разбирались на мемы.

Эти странные решения и делают продукцию Apple узнаваемой. 

Еще один принцип Apple, приведенный Эдсоном, — дизайн должен вызывать эмоцию. Это устройства компании и делают. Из-за спорных решений устройства вызывают резонанс, о них хочется говорить. 

Противовес — Huawei Mate 30 Pro. По словам вице-президента компании Брюса Ли, дизайн камеры выполнен в стиле зеркального фотоаппарата. Это намек, что мобильная камера компании приближается к профессиональной.

Со сцены звучит пафосно, в офисах других компаний производителя очевидно признают серьезным оппонентом. Правда, до целевой аудитории такой посыл не доходит. Человек, не следящий за индустрией и выбирающий смартфон раз в три года, даже не узнал о существовании Mate 30 Pro. А продажи генерируют именно такие клиенты.

Зато после презентации новых моделей iPhone магазины Apple будут заполнены как раз не следящими за индустрией людьми. В магазин Huawei за новым флагманом зайдут исключительно гики. 

Простота и примитивность важнее инноваций. Это единственный способ достучаться до людей, далеких от темы.

Функции для флешмобов 

А еще можно создавать функции специально для вирусных постов.

На презентации революционного iPhone X с челкой, экраном 19,5:9 и Face ID самым запоминающимся эпизодом стали… Анимоджи и говорящий фекалий. Крег Федериги не продемонстрировал возможности Face ID из-за технических проблем, но это не помешало ему сделать так, чтобы выступление запомнилось.


Поведение пользователей интернета оказалось предсказуемым. Первое время после выпуска iPhone X ролики с анимоджи засорили новостные ленты. Через месяц о них забыли, но эффект остался — благодаря ним iPhone X стал еще более узнаваемым. По сети расходились видео с его эксклюзивной фишкой.

В этом году такой функцией стало замедленное селфи Slofie. Казалось бы, зачем фронтальной камере режим замедленной съемки? Вот зачем — в сети уже набирают популярность подобные ролики.

И важно, что так умеют только новые модели iPhone. Лишнее упоминание бренда. И владельцев старых моделей iPhone и Android уже одолевает зависть, что у них нет этих возможностей.

Профит! 

Вот как это работает. iPhone XR — самый популярный смартфон в мире. При этом, он не лучший ни по одному параметру и глобально никак не повлиял на мобильную индустрию.

Причем, в среди Android-смартфонов в топ-10 этого рейтинга строго бюджетники. Это увеличивает разрыв между Apple и всеми остальными — ее продукцию узнают и поэтому доверяют.

Аналогичная ситуация с нововведениями. Huawei P20 Pro произвел революцию в ночной съемке полтора года назад, но внимание этому режиму в новых моделях iPhone такое, будто его никогда нигде не было (часть аудитории действительно так думает). 

А самый эффективный способ продвижения продукции — заставить пользователей интернета говорить о ней.

Гикам и фанатам Android пора смириться, что с точки зрения маркетинга мемы и спорный дизайн важнее инноваций. В этом плане в индустрии технологий Apple нет равных.