iPhone — бесспорно самые обсуждаемые смартфоны в сети в эпоху Android и iOS. Мемы, нарезки с презентаций, цитаты топ-менеджеров — все это моментально разлетается по интернету и заполняет наши рекомендации и новостные ленты.
Хороший продукт продает сам себя — один из принципов Стива Джобса, как пишет дизайнер Джон Эдсон в книге «Уроки дизайна от Apple». При своей бешеной популярности компания из Купертино никогда не вкладывалась в рекламу.
Вспомните вирусный коммерческий ролик от Apple — не получится. Первый iPhone продвигали короткими видео «How to» с демонстрацией основных команд. Совершенно обычные видео без заявки на вирусность. В 2019 году самая популярная реклама — о конфиденциальности iPhone.
Обе кампании — минималистичны и невульгарны. Они, как и большинство реклам Apple, показывают ключевые возможности смартфонов, но не провоцируют и не становятся популярными в соцсетях.
На российском ТВ iPhone не рекламировались до 2014 года, и это не мешало им продаваться. Пользователи покупали даже первую модель, доступную исключительно в США и только по контракту.
Противоположность Apple в этом плане — компания Samsung. В 2018 году корейцы прямо высмеяли iPhone за «челку», замедление и низкую автономность. Посмотрите канал Apple на Ютубе — вы не найдете подобных провокационных роликов.
Тим Кук и эпоха соцсетей
Модели iPhone, выпущенные при Стиве Джобсе, удивляли инновациями. После смерти СЕО основной претензией к компании и Тиму Куку стало их отсутствие. Шутки про «революционный» цвет корпуса, удлиненный экран и расположение камеры пошли именно из-за этого.
Впрочем, в офисе Купертино нашли способ продвигать свою продукцию с тем же успехом, что и Джобс.
Хороший продукт продает сам себя — этот принцип взят за основу и частично изменен. «Продает сам себя» — ключевой момент. Зачем вкладываться в рекламу, если пользователи интернета сами разрекламируют устройства?
Двигателем компании в эпоху соцсетей стали… мемы. Лучше любой рекламной кампании продукт сделают узнаваемым шутки в интернете.
Спорные дизайнерские решения
Сколько раз в жизни вы удивлялись дизайну продукции Apple? Если следите за компанией и индустрией технологий, то приходите в недоумение почти каждый год.
Свежий пример — камеры в iPhone 11, 11 Pro и его Max-версии. Пользователи соцсетей уже увидели в ней: лицо робота, базуку Шварцнеггера, поднос с тарелками супа и майонезом и прочее.
Когда в заводской столовке взял три супа, эспрессо и мазик pic.twitter.com/jm70dXUchs
— Петр Кузнецов (@peterkuznetsov) September 10, 2019
iOS 7 с ярким дизайном, «челка» iPhone 7, «ведро» Mac Pro 2013, «терка» Mac Pro 2019 — все перечисленные продукты разбирались на мемы.
Эти странные решения и делают продукцию Apple узнаваемой.
Еще один принцип Apple, приведенный Эдсоном, — дизайн должен вызывать эмоцию. Это устройства компании и делают. Из-за спорных решений устройства вызывают резонанс, о них хочется говорить.Противовес — Huawei Mate 30 Pro. По словам вице-президента компании Брюса Ли, дизайн камеры выполнен в стиле зеркального фотоаппарата. Это намек, что мобильная камера компании приближается к профессиональной.
Со сцены звучит пафосно, в офисах других компаний производителя очевидно признают серьезным оппонентом. Правда, до целевой аудитории такой посыл не доходит. Человек, не следящий за индустрией и выбирающий смартфон раз в три года, даже не узнал о существовании Mate 30 Pro. А продажи генерируют именно такие клиенты.
Зато после презентации новых моделей iPhone магазины Apple будут заполнены как раз не следящими за индустрией людьми. В магазин Huawei за новым флагманом зайдут исключительно гики.
Простота и примитивность важнее инноваций. Это единственный способ достучаться до людей, далеких от темы.
Функции для флешмобов
А еще можно создавать функции специально для вирусных постов.
На презентации революционного iPhone X с челкой, экраном 19,5:9 и Face ID самым запоминающимся эпизодом стали… Анимоджи и говорящий фекалий. Крег Федериги не продемонстрировал возможности Face ID из-за технических проблем, но это не помешало ему сделать так, чтобы выступление запомнилось.
Don't buy iPhone X. pic.twitter.com/bUkAR1tX1I
— Quinn Nelson (@SnazzyQ) November 5, 2017
Поведение пользователей интернета оказалось предсказуемым. Первое время после выпуска iPhone X ролики с анимоджи засорили новостные ленты. Через месяц о них забыли, но эффект остался — благодаря ним iPhone X стал еще более узнаваемым. По сети расходились видео с его эксклюзивной фишкой.
В этом году такой функцией стало замедленное селфи Slofie. Казалось бы, зачем фронтальной камере режим замедленной съемки? Вот зачем — в сети уже набирают популярность подобные ролики.
This is definitely not the first #slofie of @tim_cook but it was mine #iPhone11Pro #AppleEvent pic.twitter.com/Rd0olm2U6Q
— Hope King (@lisahopeking) September 20, 2019
И важно, что так умеют только новые модели iPhone. Лишнее упоминание бренда. И владельцев старых моделей iPhone и Android уже одолевает зависть, что у них нет этих возможностей.
Профит!
Вот как это работает. iPhone XR — самый популярный смартфон в мире. При этом, он не лучший ни по одному параметру и глобально никак не повлиял на мобильную индустрию.
Причем, в среди Android-смартфонов в топ-10 этого рейтинга строго бюджетники. Это увеличивает разрыв между Apple и всеми остальными — ее продукцию узнают и поэтому доверяют.
Аналогичная ситуация с нововведениями. Huawei P20 Pro произвел революцию в ночной съемке полтора года назад, но внимание этому режиму в новых моделях iPhone такое, будто его никогда нигде не было (часть аудитории действительно так думает).
А самый эффективный способ продвижения продукции — заставить пользователей интернета говорить о ней.
Гикам и фанатам Android пора смириться, что с точки зрения маркетинга мемы и спорный дизайн важнее инноваций. В этом плане в индустрии технологий Apple нет равных.