Apple

Не так давно Apple опубликовала финансовый отчет за третий квартал 2019 года. Главное из него, что отметил практический каждый, — снижение дохода компании от продаж iPhone. Смартфоны принесли Apple меньше половины от общего дохода, впервые за семь лет. И причина этого отнюдь не в отсутствии интереса пользователя к новым iPhone, «виноват» резкий рост в двух других областях — сервисах и носимых устройствах.

Но это далеко не первый случай в истории Apple, когда бизнес компании претерпел серьезные изменения. Фактически, бизнес Apple никогда не стоял на месте, чтобы продолжать жить и расти быстрее других.

Чтобы убедиться в этом, давайте вспомним последние 20 лет жизни компании в четырех периодах по 5 лет.

1999: Mac — наше все

Стив Джоб вернулся в Apple в 1997 году, и все мы помним, как изменилась компания с новым лозунгом «Think Different» («Думай иначе»). Но на это потребовалось немало времени.

Тогда у Apple был только Mac и 80% продаж приходились именно на него. Оставшиеся 20% занимали другие продукты, в том числе аксессуары и ПО для Mac. За четвертый квартал двадцатилетней давности Apple заработала чистой прибыли на 111 млн долларов: для сравнения, сегодня это два дня работы для компании.

Apple
За указанный период Apple продала 772 тысячи компьютеров Mac, а за третий квартал 2019-го — около четырех миллионов. Однако сейчас продажи ПК приносят компании лишь 11% от общей выручки. Снижение доли Mac — первая ступень эволюции Apple.

2004: iPod захватывает рынок и бизнес Apple

2004 год стал переломным моментом для Apple. После выхода iPod в конце 2001-го продажи плеера практически не росли, но в 2004 году они взлетели в десять раз и 4 квартал 2004-го стал последним, когда Mac занимали большую часть бизнеса Apple.

Apple
На конец 2004 года распределение доходов было таким: 52% Mac, 23% iPod и еще 25% — другие продукты и ПО. Уже в следующем году продажи iPod увеличились еще вдвое, примерно до 36% от всех продуктов, а бизнес Apple продолжал неуклонно расти.

2009: пришло время iPhone

В 2009 году Mac продолжали набирать популярность и продавались в единицах в 3-4 раза лучше, чем 5 лет назад. И все же, несмотря на успехи компьютеров, их доля в бизнесе Apple сократилась уже до 29%.

2009 год знаменовал новую эпоху компании, движимую стремительным ростом представленного недавно iPhone и все еще великолепными продажами iPod. За два года Apple продала 7 млн смартфонов и 11 млн плееров. Даже за столь короткий период они отвоевали значимую долю бизнеса: iPhone занял 38%, а iPod — 13% продаж от всего ассортимента компании. Mac из последних сил удерживает позиции в тройке лидеров.

Apple
Продолжали расти и прочие направления Apple. За последний квартал 2009 года компания выручила 11.5 млрд долларов, что в 4 раза больше, чем 5 лет назад. Взлетела и чистая прибыть: 2.2 млрд долларов за квартал против 106 млн долларов в 2004-м.

2014: прощай iPod, привет iPad

В 2014 году Apple начала быть похожей на компанию, которую мы видим сегодня. iPhone доминирует с 53% продаж, а iPod перестает продаваться и уходит в категорию «Другое» с долей в 5%. Но появились новые источники дохода — полюбившиеся пользователю iPad (16%) и платные сервисы (12%).

Mac, занимавшие 80, а затем и 52 процента, по-прежнему на третьем месте в топе продаж, однако уже со скромной долей в 15 процентов. Правда, в штучном эквиваленте дела выглядят лучше: за 3 квартал 2014-го Apple продала 4.4 млн ноутбуков и ПК, что на 170% лучше результата 5 лет назад.

Apple
Рост бизнеса Apple c 2004 по 2009 год кажется смешным по сравнению с цифрами 2009-2014 годов. В третьем квартале 2014 года Apple получила доход в размере 37.4 миллиарда долларов и чистую прибыль в 7.7 миллиарда долларов.

2019: сервисы начинают вытеснять железо

Подобрались к нашим дням: в 3 квартале 2019-го продажи iPhone просели на 12%, Mac и iPad вместе занимают только 20% бизнеса Apple, а рынок начинают захватывать онлайн-сервисы, Apple Watch и AirPods.

Apple Music становится вторым в мире музыкальным стриминговым сервисом по количеству подписчиков, а все платные подписки Apple занимают уже 21% бизнеса. От лидера — Spotify — он остается примерно на 40 млн пользователей.

Apple
AirPods — самые популярные и продаваемые беспроводные наушники в мире; Apple Watch также первые в своей категории. За последний год доход от их продаж вырос на 50%, а весь бизнес носимой электроники Apple по обороту сравним с компаниями из списка Fortune 300.

Наблюдая за работой Apple от квартала к кварталу трудно заметить большие изменения, охватывающие несколько лет. Компания продолжает зарабатывать миллиарды долларов чистой прибыли каждые три месяца, а ее бизнес развивается так, как этого хочет рынок и она сама. Новые продукты вытесняют старые, а сервисы становятся такими популярными, что приносят средств даже больше, чем некоторое «железо».

Вместо итога

Apple сильно изменилась за последние 5 лет, что уж говорить о промежутке в 20 лет или более. С 2000 года по сегодня компания заработала на своих продуктах около 450 млрд долларов, 430 из которых — за последние 10 лет. Из 277 млрд долларов, вырученных в период с 2014 по 2019 годы, практически треть приходится на сервисы, такие как Apple Music и iCloud.



Аналитики уверены, что такая тенденция будет наблюдаться и в следующую пятилетку. Люди все чаще соглашаются на подписки в различных стримингах и покупают дополнительные гигабайты в облаках, а теперь будут привыкать и к играм по подписке. В сентябре Apple запустит Apple Arcade — сервис игр для мобильных устройств, компьютеров и Apple TV за ежемесячную плату в 4.99 доллара. Ожидается, что за первые пару лет существования он принесет компании не менее четверти от текущей выручки с Apple Music.

Возможно, когда-то компания превратится даже в главного сервис-мейкера, а iPhone и Mac отойдут на второй план, предоставляя пользователю устройство для использования тех самых сервисов.