История игровых движков №8 — Serious Engine

Егор

header-1.jpg

Игры серии Serious Sam являются одними из самых культовых шутеров от первого лица, использующих "быстрый" стиль игры в стиле Quake. И именно поэтому они многим полюбились, а благодаря удобному редактору количество уровней и пользовательских модификаций просто огромно. И все это благодаря движку Serious Engine, который хорошо обрабатывал так большие открытые пространства, так и узкие коридоры. 

Serious Engine 1

Первая версия движка была разработана хорватской компанией Croteam и впервые использовалась в игре Serious Sam 2001 года. Изначально движок был разработан для ПК и поддерживал операционные системы Windows и Linux. Позже, с приходом популярности к серии игр Serious Sam, движок был портирован и на другие платформы — игровые приставки Xbox, GameCube и PlayStation 2. К особенностям движка можно отнести:

  • Возможность создания локаций очень больших размеров, которые будут отображаться без подгрузок, загружаясь единожды перед запуском уровня.
  • Работа с тенями от персонажей или объектов: тени могут быть как динамические (меняются и отбрасываются в режиме реального времени), так и предрассчитанные.
  • Многонаправленная гравитация с шестью степенями свободы: можно было менять гравитацию на протяжении уровня: к примеру, при заходе в здание игрок начинал перемещаться по стенам, а после выхода — снова по полу.
  • Технология порталов: позволяет реализовать на уровнях порталы, которые могут отображать какую-то точку созданной разработчиками локации, а также использоваться для перемещения игрока (но не объектов).
  • Реализованы различные погодные эффекты, в числе которых объёмный туман, смена дня и ночи с заменой фонового изображения (бэкграунда) неба.
  • Световые эффекты включают в себя прямой свет, попиксельное освещение полигонов, анимированное освещение, сглаженное освещение, эффект рамки, симуляции огня, плазмы и воды, отражения и вспышки линз, а так же эффект привыкания глаза к освещению (симулирует сетчатку глаза человека и её реакцию на свет).
  • Морфинг объектов: помогает задать плавную трансформацию одного объекта в другой. В играх серии Serious Sam эффект морфинга используется при превращении одного из противников главного героя — лавового голема.
  • Движок поддерживает 32-битные текстуры. Возможно использование анимированных, подвижных текстур. Так же поддерживаются рельефное (отображение рельефных объектов на текстурах) и детальное (накладывание нескольких текстур на одну модель) текстурирования. Движок поддерживает анизотропную и трилинейную фильтрации текстур.
  • Звуковой движок может работать с файлами в формате MP3 для звука и музыки (используется библиотека Amp11lib), реализованы искажения звука, согласно акустическим условиям, трёхмерный звук, динамическая музыка (плавная смена музыки в зависимости от действий игрока).
В общем, для 2001 года движок был очень развитым, и некоторые его особенности (к примеру, световые эффекты) появились в других движках лишь спустя несколько лет. С учетом того, что редактор уровней Serious Editor было нетрудно достать — неудивительно, что модификаций к играм на этом движке было множество.

Всего на движке было создано немногим более 10 игр, пик создания пришелся на начало нулевых (хотя последняя игра на этом движке, Serious Sam Classics: Revolution, вышла аж в 2014). Самые известные игры — Serious Sam: The First Encounter и Serious Sam: The Second Encounter 2001 и 2002 года соответственно, и для своего времени они выглядели классно:

4.jpg
1489693778_18d01ab97252fc52c3c6436b4a69d52c.jpg

11 марта 2016 года исходный код движка Serious Engine версии 1.10 был официально открыт и доступен под лицензией GNU General Public License v.2 (то есть все файлы кода можно использовать в абсолютно любых, даже коммерческих, проектах бесплатно).

Serious Engine 2

Вдохновившись оглушительным успехом Serious Sam, разработчики приступили к созданию второй части игры. Изначально они хотели сделать игру на модифицированной первой версии движка, однако потом все же решили написать новый движок с нуля. В отличии от Serious Engine 1, которым могли пользоваться сторонние разработчики, вторая версия движка была написана только для игры Serious Sam 2 и больше нигде не применялась.

Serious Engine 2 является кроссплатформенным игровым движком — он работал на ПК под управлением Windows и Linux, а так же на консолях Xbox и PlayStation 2. Первая версия движка поддерживала тот же набор платформ, что и вторая.

Движок относится к типу подпрограммного обеспечения, то есть представляет из себя связку нескольких компонентов, таких как графический движок, физический движок и звуковой движок. В отличие от первой версии движка, где использовались API DirectX 8 или OpenGL, вторая версия движка использует уже API DirectX 9 для Windows и OpenGL для Linux и консолей. Поддерживаются пиксельные шейдеры 2.0, однако преимущественно используются шейдеры версии 1.1. Так же движок поддерживал новые возможности:
  • HDR рендеринг (эффект, применяемый в играх для наиболее выразительного рендеринга изображения при контрастном освещении сцены) и bloom (эффект размытости света на ярких гранях сцены).
  • Физический движок поддерживает тряпичную физику, инверсную кинематику и физику транспортных средств.
  • Переделана система искусственного интеллекта — добавлены дружественные NPC.
  • Поддерживается кодировка UTF-8 для внутриигровых текстов, что теоретически позволяет сделать локализацию игры на большое количество различных языков.
  • Поддерживаются звуковые системы EAX 2.0, DirectSound и OpenAL, а так же воспроизведение звуковых файлов в форматах Ogg Vorbis, WMA и MP3.
Вторая версия движка вышла вместе с игрой Serious Sam 2 в 2005 году, и по сути все нововведении заключались в поддержке более новых API и исправлении ошибок первой версии игры. Графика стала лучше, но не кардинально:

Serious_Sam_2_screenshot.jpg

Serious Engine 3

Третья версия движка была развитием второй (то есть не была написана с нуля). Первые скриншоты новой игры на нем появились в мае 2007 года, а первая игра вышла спустя два года — это было HD-ремейк первого Serious Sam. Всего на движке вышло три игры — это Serious Sam HD: The First Encounter, Serious Sam HD: The Second Encounter и Serious Sam 3: BFE (последняя игра основывалась на версии 3.5 и имела поддержку новомодного тогда API DirectX 11).

Третья версия игрового движка Croteam была создана с упором на оптимальное использование мощностей игровых консолей седьмого поколения (Xbox 360 и PlayStation 3) и современных компьютеров с многоядерными процессорами. Основные изменения, в сравнении с предыдущей версией, заключаются в системе HDR-рендеринга, поддержке повершинного освещения и затенения, лайтмапов и различных шейдерных эффектов. Переработана физическая модель для лучшей производительности на многоядерных процессорах и более реалистичного взаимодействия с другими физическими объектами на локации.

Самой красивой игрой (из-за использования DirectX 11) на этом движке можно считать Serious Sam 3: BFE:

skachat_igry_cherez_torrent_autlast_whistleblower_19941_101.jpg
1453811098_ss1.jpg

Serious Engine 4

Игра Serious Sam 3 пользовалась большой популярностью среди геймеров, поэтому Croteam продолжила работу над движком, и в 2014 году выпустила игру-демонстрацию The Talos Principle на новом движке, Serious Engine 4. Изначально игра работала только под Windows (API DirectX 11), Mac OS и Linux (API OpenGL), но позже игру портировали на Android, правда только на приставку Nvidia Shield. В дальнейшем игра вышла и под PlayStation 4, а в 2016 году обзавелась поддержкой нового графического API Vulkan.

По сути Serious Engine 4 является техническим улучшением 3.5, поэтому новая версия игрового движка Croteam содержит в себе преимущественно изменения «под капотом», малозаметные с первого взгляда. Движок стал максимально кроссплатформенным, обзаведясь поддержкой PlayStation 4 и Xbox One, современных компьютеров с многоядерными процессорами и мобильных устройств под управлением Android и iOS.

Большинство изменений касаются оптимизации процессов и обработки большего количества объектов с повышенной детализацией моделей. Улучшен графический рендеринг и визуальные эффекты. По сравнению с Serious Sam 3 была значительно ускорена производительность многоядерного рендеринга. Одной из наиболее важных функций новой версии движка является предварительное кэширование, позволяющее во много раз ускорить загрузку уровней, сведя время перемещения из одной карты в другую до нескольких секунд.

Благодаря тому, что впервые Serious Engine 4 был использован в пространственной головоломке, разработчиками в очередной раз была улучшена физическая модель для более реалистичного взаимодействия с другими объектами на локациях. С версии 4.5 движок полноценно поддерживает шлемы виртуальной реальности HTC Vive и Oculus Rift, а также технологию nVidia VR SLI. 

Так же в 2016 году вместе с версией 4.5 вышла игра Serious Sam VR: The Last Hope — специальная версия Serious Sam HD для устройств виртуальной реальности. Игра обладает достаточно приятной графикой (в сравнении с другими VR-проектами):

3GLL86lAfM5yALoR607ztRFEkzsrz1-1440x810.jpg

Будущее движка

О пятой версии пока еще ничего не известно, и это понятно — сейчас компания Croteam активно развивает 4ую версию: на ней будут выходить VR-переиздания предыдущих версий Сэма, а так же Serious Sam 4.
3

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

SithV
+1628
первые 2 сириос сэма шедевры на все времена — на ровне с думом! вторая слишком мультяшная даже мало запомнилась... а все что пошло после этого и вообще скатилось обычному реалистичному шутеру, не отличимому от конкурентов.. никакой атмосферы...
3 апреля 2017 в 11:28
#
nikitaec
+198
прочитал, прослезился
3 апреля 2017 в 12:53
#
+385
Первый и второй сем — ууууу) это было шедеврально.
3 апреля 2017 в 15:40
#