Верховный суд США позволил пользователям iPhone и iPad судиться с компанией Apple, которую они обвиняют в монополизации App Store. Apple настаивала на том, что такие иски могут подавать только разработчики приложений, но не пользователи.
Ранее недовольство запретом на приём прямых платежей от пользователей высказал сервис Spotify. Он инициировал проверку в отношении Apple в Евросоюзе, и в результате компании может грозить большой штраф. Ещё один популярный сервис, Netflix, в конце 2018 года убрал из своего приложения для iOS возможность оформления подписки.
После появления новости о решении Верховного суда США акции Apple подешевели на 5%. Не исключено, что компания будет обжаловать это решение, чтобы не допустить серию коллективных исков от пользователей, которые сочтут, что их права были нарушены.
Официальное заявление Apple:
Сегодняшнее решение означает, что истцы смогут подать иск в окружной суд. Мы уверены, что после ознакомления с доводами сможем отстоять свою позицию, и в том, что App Store не монополизирован никоим образом.
Мы гордимся тем, что создали самую безопасную платформу для пользователей и предоставили разработчикам со всего мира замечательные возможности для ведения бизнеса. Разработчики могут устанавливать любую цену на свои приложения, Apple не участвует в ценообразовании. Подавляющее большинство приложений в App Store бесплатны, и Apple не получает ничего от них. Разработчики делятся с Apple частью выручки лишь в том случае, если решат продавать цифровые товары в App Store.
У разработчиков есть большой выбор платформ, где они могут размещать своё ПО — другие магазины приложений, смарт-ТВ, игровые консоли. Каждый день мы трудимся над тем, чтобы наш магазин был самым лучшим, безопасным и конкурентоспособным.
Теперь, когда продажи айфонов стали падать, Apple приходится полагаться на рост доходов от своих сервисов, в том числе App Store. Решение Верховного суда ставит под серьёзный удар это направление бизнеса компании. Не исключено, что ей придётся пересмотреть модель монетизации магазина контента.
Цена за цифровой сервис может быть любой, она связана не с себестоимостью предоставления услуг, а с покупательской способностью пользователей в разных странах. Яркий пример — музыкальные сервисы, подписка на которые в США стоит около 10 долларов, а в России 150-170 рублей, то есть примерно в четыре раза ниже. У разработчиков есть поле для манёвров в ценообразовании, но они скованы не столько комиссионными отчислениями, сколько устоявшимися ценами на разных рынках. Если все вокруг предлагают подписку на музыку или видео за 10 долларов в месяц, условный Spotify или Netflix не будет продавать то же самое за 7 долларов.
Возможность оплаты подписок через приложения в обход биллинговой системы App Store не обязательно приведёт к снижению цен, просто разработчики будут зарабатывать больше, а Apple лишится своей части «цифрового пирога», хотя именно она развивает платформу для распространения контента и предоставляет пользовательскую базу, привыкшую платить за этот контент.
iGuides в Telegram — t-do.ru/igmedia
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru