Эта карта, созданная генуэзским картографом Баттистой Агнесе около 1544 года, показывает приблизительный маршрут, по которому флот Магеллана оплыл весь мир.
Половину тысячелетия назад португальский исследователь Фердинанд Магеллан и его команда отправились в плавание, чтобы успешно совершить первое в мире кругосветное путешествие. 20 сентября 1519 года флот из пяти кораблей Магеллана отплыл из Испании и отправился на юг, пересекая Атлантику и направляясь в сторону Южной Америки. Там моряки обнаружили канал, позже названный Магеллановым проливом, который позволил им достичь Тихого океана, после чего корабли продолжили движение на запад.
Путешествие было совсем не гладким. Магеллан имел дело с кораблекрушениями, мятежами и конфликтами с коренными народами открываемых им земель. Он был убит во время такого конфликта на Филиппинах в 1521 году. Но его команда продолжила путь и смогла пересечь Индийский океан и обогнуть южную оконечность Африки, после чего моряки устремились на север, к берегам родной Испании. В итоге одинокий корабль пришвартовался в Севилье в 1522 году.
За 500 лет, прошедших с момента путешествия Магеллана, человечество нашло новые способы обогнуть земной шар. По словам Джереми Кинни, заведующего отделом аэронавтики Смитсоновского музея авиации и космонавтики в Вашингтоне, цель многих ранних кругосветных путешествий заключалась в том, чтобы показать «способность человека покорять природу и географические границы».
Вот некоторые из знаковых путешествий вокруг Земли — свидетельства новаторства и непоколебимости человеческого духа.
По морю
В конце 1774 или начале 1775 года французский ботаник и исследователь Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей кругосветное путешествие. В 1766 году она, переодевшись мужчиной и назвав себя Жаном Барре, нанялась слугой к известному французскому ботанику Филиберу Коммерсону, который вскоре после этого отправился в кругосветное путешествие с экспедицией графа Бугенвиля. В ходе экспедиции Барре проявляла необычайную храбрость и хорошие познания в ботанике, помогая Коммерсону.
Маршрут корабля Этуаль (тонкая серая линия), на котором Бугенвилль совершил кругосветное путешествие.
Так или иначе, как записал Бугенвилль в корабельном журнале, после разоблачения было нелегко удерживать матросов от покушений на честь и достоинство обнаружившейся на борту женщины. Вероятно, поэтому Барре всё-таки высадили на острове Маврикий, и во Францию она вернулась уже на другом судне спустя несколько лет, все-таки завершив кругосветное путешествие.
В 2012 году ученые назвали в ее честь вид цветковых растений, относящихся к семейству пасленовых (куда входят картофель, помидоры и баклажаны) — Solanum baretiae. Внешне он выглядит как цветущая лоза, а растет в Эквадоре и Перу. Также в ее честь в 2018 году назвали гору на Плутоне — Baret Montes.По суше и морю
Барре была не единственной смелой женщиной: через 130 лет после ее путешествия, в 1889 году, американская журналистка Нелли Блай по поручению газеты The New York World вступила в гонку со временем вокруг земного шара, чтобы побить «рекорд» Филеаса Фогга, главного героя романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней». К слову, Верн поддержал стремление Блай, но сомневался, что она сможет совершить такое путешествие менее чем за 79 дней.
Нелли Блай и настольная игра, созданная по ее путешествию. В ней каждая клеточка означает каждый из 72 дней пути.
Блай обогнула весь земной шар за невероятные 72 дня, чему способствовали достижения в области транспорта за столетие спустя путешествия Барре. За это время были построены трансконтинентальная железная дорога в США и Суэцкий канал, который открыл путь в Средиземное море через Египет, позволивший быстрее перемещаться между Атлантическим и Индийским океанами. Она описала свое путешествие, которое заворожило публику и сделало мир немного более доступным, в книге «Вокруг света за 72 дня».
Самолетами
Серия полетов 1924 года, организованная военно-воздушной службой армии США (которая впоследствии стала ВВС), с натяжкой можно считать первым кругосветным путешествием на самолетах. Команда летчиков, которая назвала себя «Магелланами воздуха», двигалась на запад над северной частью Тихого океана, пролетела над Южной Азией и Европой, пересекла Атлантику и вернулась в Соединенные Штаты спустя 175 дней, при этом ни разу не покинув Северного полушария.
Маршрут «Магелланов воздуха», совершивших в 1924 году облет вокруг Земли.
Серия полетов, начавшихся четыре года спустя, является первым настоящим кругосветным путешествием на самолете, так как был пересечен экватор. С 1928 по 1930 год австралийский летчик Чарльз Кингсфорд Смит и его коллеги на самолете Fokker F-VII «Южный крест» впервые пересекли по воздуху Тихий океан, пролетев из Калифорнии в Австралию. В дальнейшем они полетели в Англию и, в конце концов, вернулись обратно в Калифорнию.
В 1949 году переоборудованный бомбардировщик ВВС США B-50 «Леди Удача II» (куда делась первая — история умалчивает) смог совершить первое в мире беспосадочное кругосветное путешествие. В его экипаже было 13 человек, самолету потребовалось 4 дозаправки в воздухе, а весь перелет занял 94 часа: за это время удалось преодолеть 37 700 километров со средней скоростью в 400 км/ч. К слову, облет Земли был тут вторичной целью: после Второй мировой войны США хотели показать, что они способны достичь любой точки нашей планеты в сжатые сроки.
По космосу
Маршрут космического аппарата «Восток-1», который взлетел с Байконура и приземлился менее чем через 2 часа рядом с Саратовом, обогнув почти весь земной шар.
В рамках космической гонки именно СССР стала первой страной, отправившей человека в космос — им стал Юрий Гагарин. Его космический корабль «Восток-1» завершил один виток вокруг Земли за 108 минут в апреле 1961 года. Через четыре месяца космонавт Герман Титов в «Востоке-2» совершил 17.5 «кругосветных путешествий» всего за сутки. К слову, все астронавты, побывавшие на МКС, также неоднократно путешествовали вокруг Земли, ведь один оборот станция совершает всего за 92 минуты.