Примерно полгода назад немецкий программист Юджин Рочко запустил проект Mastodon, цель которого — прямая конкуренция с Twitter. В первые месяцы после запуска Mastodon набрал 24 тысячи пользователей. Несколько дней назад число пользователей этого сервиса стало стремительно расти, из-за чего он перешёл на закрытый режим работы. Интерфейс Mastodon похож на TweetDeck — приложение для работы с расширенными возможностями Twitter.

Секрет неожиданной популярности Mastodon кроется в решении Twitter перестать учитывать имена пользователей в упоминаниях и ответах. Это привело к всплеску распространения спама, и когда люди стали искать новую площадку, всего за пару дней число регистраций в Mastodon выросло до 41 тысячи.



Mastodon работает по тому же принципу, что и Twitter, но предлагает несколько особенных возможностей: публикацию записей объёмом до 500 символов, гибкую настройку приватности каждого поста и хронологическую ленту. Кроме того, Mastodon не содержит рекламы, не отслеживает действия, позволяет блокировать или «затыкать» назойливых собеседников и предлагает сторонним разработчикам открытые API.


По словам Рочко, главная отличительная особенность Mastodon — концепция «федераций». В глобальном смысле федерация это страна, где проживает человек, в техническом — электронная почта, которой он пользуется, а Mastodon стремится стать платформой, где он может выражать свои мысли и общаться с другими людьми. Mastodon позволяет зарегистрировать уникальный логин вида user@mastodon.social. В качестве домена для регистрации можно использовать mastodon.social и сторонние сайты (в настоящее время их всего два: icosahedron.website и social.tchncs.de). Федерации внутри Mastodon позволят людям объединяться о интересам. Если какой-то домен решит закрыться, пользователь сможет перейти в другой.

Сайт mastodon.social — лишь одна из точек входа в эту соцсеть. Разработчики могут создавать собственные приложения для работы с Mastodon, список уже доступных проектов опубликован на GitHub.



Попытка запустить конкурентов Twitter предпринимались и раньше, но почти все они были провальными. Так, в 2012 году Mail.Ru Group открыла сервис Futubra, который был закрыт спустя несколько месяцев. Пожалуй, самый популярный клон Twitter — китайский сервис Weibo (секрет его успеха — в блокировке Twitter в Китае).

Теперь, когда Mastodon поймал волну и привлёк к себе внимание, у него есть все шансы на успех. Этот проект сильно отличается от всех предыдущих попыток скопировать Twitter. Его преимущества — в открытости и готовности сотрудничать со сторонними разработчиками. В результате пользователи могут получить удобную площадку, которая, в отличие от Twitter, не будет против их воли вводить сомнительные нововведения в погоне за увеличением прибыли. Другое дело, что сейчас Рочко тратит на содержание Mastodon всего сто долларов в месяц, а с увеличением числа пользователей его расходы возрастут и ему придётся задуматься о том, где взять деньги. Mastodon это анти-Twitter и именно в этом кроется его потенциал. Как думаете, Twitter напрягся?