Операторы

Выручка операторов сотовой связи от голосовых услуг падает, мобильный интернет становится по-настоящему безлимитным и дешевеет, поэтому компаниям необходимо искать новые способы монетизации.

Президент МТС Андрей Дубовсков поговорил с «Ведомостями» и сказал, что операторы «не должны жить на те деньги, которые клиент платит за удовлетворение коммуникативных потребностей: за мессенджеры, sms, голосовую связь, стриминг, видеосвязь». По его словам, эти услуги должны стать бесплатными «в недалёком будущем», а операторам необходимо научиться зарабатывать за счёт сотрудничества с другими компаниями и рекламы. Кроме того, операторам придётся «обращать в доходы знания об абонентах — их действиях, привычках, предпочтениях».

С ним согласилась представитель «Вымпелкома» (бренд «Билайн») Анна Айбашева. Она считает, что услуги связи могут стать бесплатными при успешном развитии услуг дополнительных — таких, как продажа рекламы и других сервисов, использующих знание операторов о клиенте. Предпосылки о бесплатности базовых услуг действительно имеются: в последние годы средний счёт абонента практически не изменился, хотя операторы предоставляют абонентам всё больше опций и сервисов.

Операторы уже начали присматриваться к рекламному бизнесу. Так, несколько дней назад «Билайн» запустил сервис «Билайн программатик», предназначенный для автоматической закупки рекламы в мобильном интернете. По словам «Билайна», реклама в этом сервисе тергетированная — оператор использует информацию об абонентах, в результате чего эффективность кампаний увеличивается в четыре раза.

Глава Tele2 Сергей Эмдин рассказал в интервью РБК, что операторы уже давно зарабатывают на побочных услугах — например, на мессенджерах, которые потребляют мобильный трафик. По его мнению, скорость мобильного интернета и цены на него настолько привлекательны, что в скором времени абоненты начнут отказываться от домашнего Wi-Fi. Он также заявил, что на рынке возникла уникальная ситуация: за последние десять лет цены на связь упали в десять раз при том, что остальные продукты десятикратно подорожали.

Компании, которые предоставляют своим клиентам бесплатные базовые услуги связи и при этом зарабатывают на рекламе и дополнительных услугах, существую в Америке и США, но это виртуальные операторы — с низкими затратами на операционную деятельность и не инвестирующие в создание и развитие собственной инфраструктуры.

О бесплатной связи рассказывал основатель «Атласа» Евгейний Гордеев, но он лукавил — на деле его сервис оказался не бесплатным оператором сотовой связи (как заявлялось изначально), а партнёрской программой. По сути, оплачивать связь без затрат можно уже сейчас — к примеру, расходуя на связь бонусы или деньги, полученные от кэшбека (возврата части средств, потраченных на покупки). Кэшбек предлагают некоторые банки и партнёрские программы в интернете и офлайне.
Читать далее