Если футбол – совсем не ваше, поясню: трансферы суперзвезд в Китай – примерно такое же странное явление, как гипотетическая эмиграция Сета Рогена или Джонни Ли Миллера в индийский Болливуд. Больше никаких блокбастеров, только танцы, воссоединение с братьями и 100 фильмов в год – редакторы «Кинопоиска» устанут переводить названия.

Китайцы закупились топовыми футболистами совсем не ради того, чтобы побеждать в азиатской Лиге чемпионов или бросить вызов европейским клубам. Боссы «Шанхай Шэньхуа» и «Гуанчжоу Эвергранд» решают другую задачу: выяснить внутри своей страны, кто круче. Все это напоминает гигантский корпоратив, из-за которого можно подумать, что Китай опасен для Европы, как футбольная страна. Нет, совсем не опасен: нынешние трансферы – исключение из правил, временное увлечение. Есть одна жертва (Тейшейра), но в целом все безобидно – бизнесмены делают шоу.
Звучит парадоксально, но со смартфонами прослеживается та же история: Китай бессилен против остального мира.
Год назад Xiaomi называли китайской Apple, но в итоге компания провалила и план по продажам, и задачи по экспансии на другие континенты. У Meizu по-прежнему лишь один ориентир для флагманов (угадайте, какой). Huawei работает аналогичном стиле: в Mate S, анонсированном на неделю раньше iPhone 6S, уже был Force Touch. Перспективным выглядел проект OnePlus, но продолжение One явно получилось не таким хитовым, как исходная модель. THL привлекает огромными аккумуляторами, но проседает по характеристикам (например, 1 Гбайт оперативной памяти в THL T6C – катастрофа).
Но главное, что для китайских компаний первостепенен только внутренний рынок. Они могут пачками производить интересные аппараты за 100-200-300 долларов, но не способны сделать модель, которая прогремит по всему миру. Причина простая: им это просто не надо.
Аудитория и так скупает многотысячные партии флагманов за 13 (15, 37), зачем напрягаться? В итоге топовые устройства Xiaomi не доезжают до России, у аппаратов Meizu встречаются иероглифы в меню (это ужасно), и даже Lenovo периодически грешит эксклюзивом для домашнего региона. Хотя у Lenovo потеряно далеко не все. Они очень долго анализировали и думали, как распорядиться купленной у Google компанией Motorola, и теперь есть микрошанс, что Moto-флагманы перестанут быть игрушкой для ностальгирующих гиков.
Важно, что в Штатах сейчас другой тренд: Microsoft и Google намерены выпускать убийственные смартфоны раз в год, чтобы наконец сдвинуть Apple с трона. Верю ли я в то, что Surface Phone заставит людей выкинуть айфоны в окно? Естественно, нет: ни сейчас, ни через год, ни через два. Но скорее угроза придет от Сатьи Наделлы, чем от Лей Джуна, безнадежно затянувшего выход Xiaomi за пределы Азии.
