За прошедший месяц случилось два важных анонса. Сделали их разные компании и повлияют они на разные рынки. Я говорю об iPhone SE от Apple и Model 3 от Tesla. Что объединяет смартфон и машину? Цена.
Нет, стоят они по-разному, но на фоне предшественников предлагают схожие с флагманами характеристики по низкой цене. У Apple такой флагман iPhone 6s, у Tesla — Model S. iPhone SE снимает видео в 4k, работает на процессоре A9 и стоит 399 долларов. Model 3 разгоняется до сотни за 6 секунд, проезжает на одном заряде 300 километров и стоит 35 тысяч долларов. Только в Китае по предзаказам разлетелось 3,4 миллиона iPhone SE. Для производства 325 тысяч предзаказанных Model 3 Tesla с текущими производственными мощностями потребуется два года. До сегодняшнего дня компания произвела 100 000 автомобилей. Предзаказы новой Model 3 принесут Tesla 14 миллиардов долларов. Теперь компания готовится совершенствовать сборочные линии и расширять производство.
Новые iPhone и Model 3 — переосмысление предшественника. Производителям удалось сэкономить на отдельных компонентах, предложив пользователю лучшие возможности оригинальной версии. Оба эти гаджета — результат роста конкуренции внутри отдельного рынка. Ну и доступный электрокар — давняя мечта Илона Маска, директора Tesla. Model 3 предстоит конкурировать с электрокаром BMW 3-й серии. У iPhone SE конкурентов пока нет. Xiaomi и HTC уже заявили о скорых анонсах убийц iPhone SE. Остальные производители подтянутся. В том числе Samsung. Apple не придумала ничего нового: мини флагманы выходили и раньше, но внимания к новинке столько, что игнорировать самый дешевый iPhone в мире невозможно.При этом оба производителя успешно прошлись по тонкой грани разделения хорошего дорогого от хорошего дешевого продукта. Джейсон из Сент-Луиса второй год водит Model S и если обновит электрокар, то только на новую Model S. И не вернется к 4-дюймовому iPhone, потому что привык к iPhone 6s. А его сосед Микки давно подумывает об электрокаре. Его Ford Mondeo 2010 года хорош, но Model 3 — идеальный автомобиль в пределах 40 тысяч долларов. Еще Микки привык к iPhone 5s. Специально не обновлялся на iPhone 6s из-за размера и невозможности использовать телефон одной рукой. Но тут Apple сделала подарок: iPhone SE в корпусе 5s, с отличной камерой и поддержкой будущих версий iOS.
Это простое уравнение для Apple складывалось долго. Сделать доступный iPhone не так просто. Он должен оставаться желанным как флагман, при этом быть доступнее для еще большего числа потенциальных покупателей. Та же история с Tesla: 71 тысяча долларов за Model S это много. Вложить лучшее от Model S в модель попроще и вдвое дешевле задача сложная, но стоит стараний.
Обе компании работают в премиальной части потребительского рынка. Дороже только люксовые бренды. Средний ценовой сегмент для Tesla и Apple в новинку, однако по реакции рынка понятно, что первые недорогие продукты для массового потребителя получились удачными. Успех Apple и Tesla на рынке среднего ценника развяжет руки конкурентам обеих компаний, которые вдохнут новые идеи в прежние проекты. iPhone — главный смартфон на рынке. Вслед за ним развивается и индустрия. Теперь недорогой смартфон с мощным железом не значит «китаец». Равно как и доступный электрокар. Nissan? Нет, Tesla.