На этой неделе компания Apple представила обновленный MacBook — тонкий, легкий, с очень хорошим экраном и всего c одним портом на все случаи жизни. Производители Windows-ноутбуков несколько дней соревновались в остроумии, каждый из них на свой лад пытался доказать потребителям, что его устройства лучше, а MacBook вторичен и не так уж совершенен. Редактор The Verge Влад Савов опубликовал лонг-рид, в котором попытался объяснить, почему новый MacBook будет пользоваться большим успехом, чем любой другой ноутбук.
Он считает, что не так важно, какая компания первой внедрила ту или иную находку. Да, Lenovo выпустила в прошлом ноутбук с толщиной корпуса меньше 13 миллиметров, у ней есть безвентиляторные машины, а Asus и Dell давно ставят в свои компьютеры экраны с высочайшим разрешением. С точки зрения этих компаний, Apple представила устройство, которое ничем не лучше их продукции, а в некотором смысле даже хуже, ведь у него всего один порт для подключения периферии, что сильно ограничивает сценарии его использования. Несмотря на это, уверен Савов, потребители не будут высчитывать разницу в толщине корпусов разных устройств, времени их автономной работы и не станут разглядывать тачпады, выбирая наиболее удобный — они купят то, что им больше понравится.
Савов приводит в пример компанию Dell, которая в 2010 году выпустила смартфон Streak 5 с 5-дюймовым экраном. Сейчас различные производители продают сотни миллионов фаблетов ежегодно, но устройства Dell на этом рынке не прижились. Streak 5 продавался очень плохо, и то, что он стал первым фаблетом, задав определенный стандарт флагманским Android-смартфонам, не обеспечило ему успех. Та же история с Intel: эта компания выпускала планшеты задолго до появления iPad, но проиграла схватку с Apple из-за того, что ее устройства не могли похвастать удобным интерфейсом и продолжительным временем автономной работы. Microsoft пыталась продавать смарт-часы еще 12 лет назад, но в числе нынешних лидеров на рынке носимой электроники этой компании нет.
Чтобы стать лидером, просто выпустить первым какой-либо продукт недостаточно. Тут же появятся десятки конкурентов, которые постараются сделать то же самое, но лучше. Именно этим и занимаются сейчас производители ноутбуков — они рассказывают, насколько их устройства тоньше, какие хорошие у них экраны и тому подобное. Конечно, то же самое иногда делает компания Apple, но она очень редко публично сравнивает свои устройства с продукцией конкурентов.
Савов считает глупой попытку некоторых производителей напомнить о том, что они первые изобрели или внедрили какую-либо функцию. Когда вы приходите в магазин, пишет он, вы ведь ищете не самую первую лазерную мышку, а самую лучшую. Какая вам разница, кто придумал или первым продал Bluetooth-наушники? В столь сложной сфере, как персональная электроника, ни одна хорошая идея не остается не скопированной. Все, что когда-то было уникальным, очень быстро становится растиражированным.
Apple почти ничего не изобрела самостоятельно. Возьмите HTC — у нее был смартфон в цельном алюминиевом корпусе, мини-планшет, фаблет и бренд Beats задолго до того, как у Apple появилось то же самое. Но именно Apple научилась зарабатывать на этом деньги — вероятно, потому что ее продукты оказались лучше.
Савов делает вывод, что решающее значение имеет не скорость, а качество. Для рынка электроники это особенно актуально, ведь товары на нем считаются устаревшими почти сразу после появления в продаже. У производителей ноутбуков на Windows есть шанс победить Apple, но не количественными показателями, а удобством использования. С Windows 10 это вполне достижимо.