Dexp Алиса

Одновременно с презентацией обновленного поиска компания Яндекс расширила линейку устройств с «Алисой» и анонсировала два продукта: Irbis A и Dexp Smartbox. Это мини-колонки со встроенным голосовым ассистентом, которые дополняют главный продукт – «Яндекс.Станцию». Сама по себе идея хорошая и востребованная. Подобные продукты есть у других компаний, занимающихся развитием голосовых интерфейсов. Например, у Google это Home Mini, а у Amazon — Echo Dot. Компактные размеры устройств и низкая стоимость позволяют охватить ассистентом больше помещений и поставить их в спальнях или на кухне. В общем, в тех местах, где не нужна большая громкость и ниже требования к качеству звука.

Проблема в том, что даже при дешевизне Google Home Mini и Echo Dot, у двух этих продуктов хороший дизайн и бренд. А значит, все в порядке с имиджевой составляющей. Сказать тоже самое про Irbis и Dexp едва ли получится. Оба эти бренда играют в ультрабюджетном сегменте, а покупка их техники чаще всего является вынужденной мерой. Сложно представить человека, который бы мечтал о колонке Dexp, даже если в ней есть технологии Яндекса. Например, если над вашей квартирой работал хороший дизайнер, вы все сделали по проекту и закупили красивую и качественную технику, Irbis A и Dexp Smartbox попросту не впишутся. Чайник Smeg или кофемашина Jura вряд ли могут органично соседствовать с такой акустической системой.

Irbis A и Dexp Smartbox

Впрочем, я не хочу сказать, что вообще не стоило выпускать такие колонки. Голосовые технологии пока не получили достаточного распространения, так что покупателям нужны недорогие продукты, которые могли бы стать доступной точкой входа в экосистему домашних ассистентов. Irbis A и Dexp Smartbox уместно бы смотрелись в качестве прикольного подарка на Новый год, например, чтобы человек мог попробовать их в деле и задуматься над тем, чтобы купить себе «Станцию». Другое дело, что для этого бы хватило одной модели компактной колонки. Я не понимаю, зачем продавать по одной цене два однотипных устройства от производителей низшего эшелона. Намного более разумным было бы анонсировать одну бюджетную колонку, а вторую — под брендом Яндекса, с более высокой ценой, хорошим дизайном и качественным звуком. Ну, или сделать то же самое с кем-то из производителей среднего или премиального сегмента.

Сама по себе платформа Yandex.io для интеграции «Алисы» в любые устройства любых производителей кажется отличной идеей, но реализация этой инициативы пока получается не очень. Достаточно вспомнить детские смарт-часы Elari, которые при стоимости 7000 рублей мало чем отличались от продуктов на AliExpress с ценой в 2-3 раза ниже. Они слишком большие для детской руки, мало работают на одном заряде, имеют плохую локализацию и оптимизацию интерфейса, а еще тормозят при видеозвонках. В общем, их цена взлетела до небес только из-за строчки «первые в мире часы с Алисой», а вовсе не из-за выдающихся технических характеристик или крутого пользовательского опыта. Мини-колонки с «Алисой» тоже могут оказаться переоцененными из-за наличия голосового ассистента и разочаровать при прослушивании. На официальном сайте Dexp цены на портативную акустику начинаются от 299 рублей и доходят до 2299 руб. Smartbox стоит на тысячу дороже «топовой» модели, но вряд ли будет звучать лучше колонок за 1500 руб. Не будет ли у покупателей разочарования от такого знакомства с домашними ассистентами?

Irbis A и Dexp Smartbox

Модельный ряд техники Яндекса с «Алисой» на текущий момент выглядит очень странно. Это однозначно топовая и интересная «Станция», нишевая и дорогая смарт-гарнитура с «открытым звуком» Sony Xperia Ear Duo, сомнительные детские смарт-часы Elari, а теперь еще две бюджетные колонки Irbis A и Dexp Smartbox. На месте Яндекса было бы правильней сначала самим показать, как надо делать устройства и выпустить полноценную линейку акустических систем с колонками трех размеров, а уже потом поддерживать сторонних производителей. Это могло бы гарантировать получение наилучшего пользовательского опыта, оптимального продуктового дизайна и предсказуемо качественного звука при выборе продуктов Яндекса, а сторонние производители закрывали бы потребности в более доступной технике или имиджевых моделях.