На самом деле, чуть ли не первой причиной, порождающей у людей расстройства на тему «Apple уже не тот», являются откровенно ломкие недолговечные кабели, идущие в комплекте с продукцией компании. Упрёкам в адрес нерадивых продолжателей дела Джобса уже давно потерян счёт, равно как и количеству предложений от сторонних производителей вместе с прочими вариантами решения данной проблемы.

Дополнительной бедой для «предпочитающих оригинальное» является ещё и немалая стоимость аксессуаров под брендом Apple. От этого ещё более очевидным кажется предположение, что «они просто хотят на нас нажиться». Звучит логично: сделай ломающийся кабель и продавай вагонами новые. Только вот логика эта разбивается о простой контраргумент: не будет так бездумно рисковать своей репутаций компания, живущая в условиях жесткой конкуренции, да ещё и сама создающая оную, разрешая выпускать совместимые аксессуары сторонним производителям. Так в чем же тогда причина?


Технический аспект

Основной материал для производства кабелей зарядных устройств, проводных гарнитур и прочей подобной продукции —это поливинилхлорид (ПВХ). Данный материал является одним из наиболее распространённых в современном мире — он лёгкий, прочный, весьма дешевый и вполне безопасный в повседневном использовании. Однако, есть у него и ряд отрицательных качеств:

  • практически не разлагается, создавая колоссальную мусорную нагрузку на экосистему;
  • почти непригоден для переработки и повторного использования, из-за чего в основном идёт прямиком на свалки или в мусоросжигательные печи;
  • побочные продукты производства, разложения и утилизации ПВХ — крайне опасные токсичные вещества, из которых особо стоит отметить диоксины, обладающие свойством подавлять иммунитет человека, провоцировать развитие онкологических заболеваний и так далее по крайне безрадостному списку.

В 2009 году компания Apple объявила о полном отказе от использования поливинилхлорида в своей продукции. В первую очередь это сказалось на тех самых проводах зарядных устройств и наушников. Заменой вредному ПВХ стали термопластичные эластомеры (ТПЭ либо просто термопласты) — грубо говоря, гибрид пластика и резины. Именно по этой причине кабели Apple ту самую резину на ощупь и напоминают.

Термопласты практически безвредны для человека и природы, к тому же легко перерабатываются для повторного применения. Правда, обходятся они дороже и не столь прочные и долговечные в сравнении с ПВХ — такая вот получается жертва ради экологичности.


Не корысти ради

Что же заставило Apple стать на путь борьбы за экологию и пойти на жертвы, отказавшись от привычного и всеми используемого материала? Можно было бы списать всё на исключительно добрые побуждения, стремление быть передовыми во всем, банальный маркетинговый ход, либо всё это, вместе взятое. Но главной причиной стала другая всемирно известная организация — Greenpeace. Именно эти непримиримые борцы за окружающую среду начали в сентябре 2006 года кампанию «Green my Apple», призванную вынудить «яблочную» корпорацию задуматься об отказе от целого ряда токсичных материалов, повсеместно использующихся в компьютерной технике.

Несомненно, сложно спорить с Greenpeace, когда немалая часть поклонников твоей компании — прогрессивно мыслящие (или стремящиеся таковыми быть) люди, с радостью готовые поддержать любую инициативу, направленную на защиту животных, природы, здорового образа жизни, мира во всем мире и так далее. Образ самого Стива Джобса — убежденного вегетарианца, поклонника восточных учений, бывшего хиппи с яблоневой фермы-коммуны — к этому всецело располагал. Так что фанаты «яблочной» техники с энтузиазмом перешли к активным действиям, заполняя интернет обращениями «к Стиву», многочисленными записями в блогах, а также фотографиями и видео в поддержку кампании «Green my Apple». В продаже появились одноименные футболки, а на экранах компьютеров в фирменных магазинах Apple стали появляться соответствующие домашние страницы в браузерах и обои на рабочих столах.

Поначалу компания пыталась игнорировать набирающую обороты информационную войну. Сам же Стив Джобс и раньше был скептически настроен по отношению к деятельности «зелёных» по борьбе с «электронным мусором». К примеру, в апреле 2005 он охарактеризовал действия защитников окружающей среды кратким и ёмким английском словом «bullshit». Чем, вполне возможно, и побудил оных к эскалации конфликта. А в мае 2007 на ежегодном собрании акционеров и вовсе разразился критической тирадой в адрес назойливых активистов из Greenpeace:

«Я считаю, что ваша организация слишком зависит от принципов и недостаточно — от фактов... Думаю, вы излишне полагаетесь на эти восхваляемые принципы и слишком мало внимания уделяете науке и технологическим разработкам. Было бы очень полезно, если бы вы наняли нескольких инженеров и вступили в диалог с компаниями, чтобы разобраться, что они реально делают, а не просто слушать цветастые речи, когда на самом деле большинство из них не делает ничего»


Но у Apple не было ни единого шанса. И даже больше: на Apple теперь фактически лежала обязанность показать пример того, как надо на самом деле защищать окружающую среду. В итоге Стив Джобс был вынужден признать поражение: ещё до вышеупомянутого собрания акционеров — 2 мая 2007 года — на сайте apple.com было опубликовано обращение легендарного основателя компании, озаглавленное «A Greener Apple», в котором он пообещал поменять политику корпорации и в скором времени отказаться от использования ПВХ и прочих вредных материалов.

И обещание своё сдержал. В июне 2007 года компания Apple обновила MacBook Pro, заменив ртутные люминесцентные лампы с холодным катодом (CCFL) в подсветке ЖК-дисплеев на светодиоды, перейдя на использование не содержащего мышьяк стекла, а также исключив бромированные добавки и ПВХ. В октябре 2009 таким же изменениям подверглись iMac и MacBook. А представленный 19 июня 2009 года iPhone 3GS стал первым смартфоном компании, лишенным всего вредного.

С тех пор Apple строго придерживается принципов заботы об окружающей среде, уделяя внимание не только материалам, но и использованию экологически чистой энергии из возобновляемых источников, программам утилизации и так далее.


Итог

Теперь вы знаете, кому можно отправить письмо с благодарностью за заботу о нашем здоровье и сохранности природы. Вложив в конверт сломанный lightning кабель. Для переработки.

Гринпис России
125040, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 26, к. 1
greenpeace.ru




Канал iG в Telegram — t.me/iguides_ru