iosguide_1020_new_large_verge_super_wide.jpg
В первой части статьи мы рассмотрели историю старых 32-битных версий iOS со «стеклянным» интерфейсом. В этой, заключительной части, рассмотрим уже современные версия iOS.

iOS 7 — прощай, скевоморфизм

iOS 7 является, пожалуй, самым крупным и неоднозначным обновлением системы. Во-первых, был полностью переработан интерфейс: исчезли «выпуклые» стеклянные иконки — их заменили «плоские» аналоги; добавился эффект матового стекла, а шрифт стал тоньше. Восприняли такой интерфейс не очень хорошо — кому-то он действительно нравился, а кто-то ругал Apple за то, что они пошли по пути Microsoft (напомню, что в 2012 году вышла Windows 8 с таким же «плоским» интерфейсом). Однако выбора у пользователей iOS не было, и сейчас многие, кто берут в руки старые iPhone на iOS 6 и ниже, с удивлением осознают, что новый интерфейс выглядит лучше и современнее.

Но основная проблема была не в интерфейсе, а в производительности: если iOS 6 вполне себе быстро работала на iPhone 3GS 2009 года, то на iPhone 4 iOS 7 ощутимо тормозила и подлагивала. И даже на 4s пользоваться системой было не очень комфортно — лишь на 5, 5c и 5s она работала хорошо. Разумеется, Apple в дальнейшем занялась оптимизацией, и на iOS 7.1 производительность ощутимо поднялась, но все же достаточно много пользователей iPhone 4 решили откатиться на быструю iOS 6.

На этом проблемы iOS 7, увы, не закончились — Apple решила серьезно заняться безопасностью. С одной стороны, это, конечно, похвально, но с другой — это сильно ударило по любителям покупать б/у технику. Посудите сами — огромное число людей покупали б/у устройства на iOS 5 и 6, старые владельцы частенько забывали отвязывать их от своих Apple ID, но это не мешало полноценно пользоваться девайсами. И тут, после обновления до iOS 7, система начинает просить ввести Apple ID старого владельца. Хорошо если с ним есть связь и он согласен помочь, неплохо если есть полный набор документов и чек — можно было обратиться в Apple, и те убирали старый Apple ID. Но вот что делать тем, кто не может связаться со старым владельцем, или же у него есть только телефон да зарядка? Увы — только подкладывать iPhone под ножку стула, или продавать на запчасти. Забегая вперед — даже сейчас, по прошествии 4 лет, способа заставить полноценно работать такие устройства, увы, нет.

ios-7-iphone.jpg

Но, разумеется, у системы были плюсы, и они были достаточно ощутимыми. Во-первых, наконец-то появилась возможность быстрого доступа к самым часто используемым функциям — Wi-Fi, BT, плеер, камера, яркость и т.д. Apple решила поместить эти иконки не в верхней шторке, как на Android, а в отдельной нижней. Решение опять же не однозначное — верхняя шторка использовалась слабо: в основном она нужна была лишь для виджетов, которых было 1-2 и все. Но то, что Apple в кои-то веки прислушалась к желанию пользователей — уже хорошо.

Второе важное изменение — наконец-то появилась относительно нормальная многозадачность: если раньше приложения в фоне замораживались (за исключением музыки), то теперь в фоне могли играться фильмы и идти закачки, так же продолжали работать и JS-элементы на страницах (к примеру, таймеры). Правда, такие приложения в целях экономии энергии могли работать в фоне не больше 10 минут, но обычно этого хватало. 

Третье важное дополнение — iOS 7 стала первой платформой, поддерживающей х64 ARM процессоры. Правда, Apple как обычно поторопилась — ограничение в 4 ГБ на х86 процессорах стало мешать лишь с выходом iPad Pro 12.9 в 2015 году, то есть спустя 2 года после выхода iOS 7. Для разработчиков это вылилось в дополнительную головную боль — им приходилось встраивать в одну программу поддержку сразу и х64, и х86. Но эта проблема уже почти канула в лету — в iOS 11 больше не будут поддерживаться чисто х86 программы, и их уже почти и не осталось.

Из не особо важных изменений — появился AirDrop: возможность пересылать файлы между i-устройствами посредством Wi-Fi и BT. Идея, безусловно, хорошая, но вот реализация до сих пор хромает: зачастую девайсы не видят друг друга, и приходится танцевать с бубном: перезагружать их и включать/отключать AirDrop, Wi-Fi и BT. Но, надо отдать должное Apple — если девайсы увидели друг друга, то передача идет быстро и стабильно (100 МБ можно передать за 20-30 секунд — гораздо быстрее, чем по BT).

В iOS 7.1, как я уже писал, Apple сосредоточилась на поднятии производительности. Тормоза на 4s в принципе ушли, но вот на iPhone 4 производительность осталась посредственной. Из нововведений — появилось iTunes Radio и CarPlay.

iOS 7.1.2 стала последней версии для iPhone 4 — и это хорошо, потому что производительность 4s на iOS 8 ухудшилась, и что было бы с iPhone 4 — нетрудно представить.

iOS 8 — а что нового-то?

Apple явно сосредоточилась на выпуске iPhone 6 и 6 Plus — первых смартфонов от Apple с диагональю больше 4", и поэтому изменений в системе было мало.

Наконец-то появилась возможность ставить сторонние клавиатуры — да, встроенная от Apple была и является самой быстрой, но вот возможностей ей явно не хватает. Разумеется, разработчики лучших клавиатур для Android подтянулись, и сейчас выбор есть на любой вкус.

Также появилась подробная статистика по использованию аккумулятора — какое приложение сколько работало (в том числе и в фоне), и как сильно использовало аккумулятор. Статистика есть как на 24 часа, так и на неделю, что достаточно информативно.

main1.jpg


Появился Apple Pay — возможность бесконтактной оплаты в магазинах при помощи NFC, а также добавился Metal API — низкоуровневый API, который позволил улучшить графику в играх (подробнее об этом можно почитать здесь).

Был доработан интерфейс для «плюсовых» версий iPhone — так, появился ландшафтный режим, как на iPad, а также возможность опустить верх экрана при двойном прикосновении к кнопке домой.

Из не самых важных изменений — добавился режим Time Lapse (возможность в одном видеоролике показать то, что произошло за несколько часов), расширенный поиск (возможность искать информацию в интернете), приложение Здоровье и режим Continuity — возможность продолжать действие на одном девайсе и заканчивать на другом. Настраивалась она не с первого раза, но работала достаточно стабильно. 

В iOS 8.4 появилась Apple Music — в Apple поняли, что их iTunes в сравнении со Spotify и другими сервисами потоковой музыки смотрится бледным как по цене, так и по возможностям, и поэтому выпустили свой стриминговый сервис, а чтобы привлечь людей, сделали его на 3 месяца бесплатным каждому. Увы — изначально в нем не было многих песен, приложение было не очень удобным, оно было доступно только для i-устройств, а также некоторые песни удалялись с устройства по непонятным причинам. Разумеется, в дальнейшем Apple это исправила, но старт был в общем-то достаточно смазанным.

iOS 9 — легкая, но тормознутая

С выходом iOS 8 пользователи устройств с 16, а особенно с 8 ГБ, столкнулись с тем, что на устройствах банально нет места для апдейта, который зачастую весил больше 2 ГБ. Поэтому Apple серьезно поработала над весом релиза, и iOS 9 весила уже около 1 ГБ, что было терпимо.

Однако, поработав над уменьшением веса, Apple явно забыла поработать над оптимизацией производительности — iPhone 4 на iOS 7 был супербыстрым девайсом в сравнении с iPhone 4s на iOS 9. Даже не старый на тот момент 5s работал ощутимо медленнее, чем на iOS 8. Правда, Apple обещала увеличить время автономной работы, и на некоторых устройствах оно действительно выросло.

Также Apple наконец-то «вспомнила» об iPad — на них появилась многооконность (можно одновременно выводить две программы, каждую на свою половину экрана) и режим PiP (картинка-в-картинке: можно вывести плавающее окошко с фильмом поверх других приложений). 

Из дополнительных нововведений — серьезно переработали приложение Заметки, позволив вставлять в них фотографии, делать списки и ставить пароли, а в обновлении 9.3 добавили Night Shift (и то не для всех, а только для х64 устройств. С учетом крайней простоты функции ограничение выглядело чисто программным).
topic-ios-9.png
Также только для 6s и 6s Plus эксклюзивно сделали 3D Touch — если раньше было лишь два способа взаимодействия с системой (нажатие и долгое нажатие), то теперь появилась возможность сильного нажатия, которое добавляет новые способы управления системой (к примеру, быстрый предпросмотр вкладок и фото, а также работа с программами без захода в них). И лишь в iOS 11 Apple поняла, что реализовать аналог 3D Touch можно и без специальных дисплеев (это, к слову, сделали в Android 7), и в нижней шторке дополнительные действия на иконках теперь работают на всех устройствах. Также экслкюзивно на 6s и 6s Plus появлились Live Photo — возможность вместо фото создать небольшую анимацию. Почему это нельзя было сделать на старых девайсах — непонятно, тем более что с помощью джейлбрейка это отлично работало даже на iPhone 5.

Еще одна функция, доступная эксклюзивно для x64 устройств — это блокировка рекламы в Safari, и не с помощью VPN, а с помощью загружаемых фильтров. Да, разумеется, работают далеко не все правила, которые есть на ПК, но, тем ни менее, 95% рекламы все же можно отфильтровать.

iOS 9.3.5 стала последней для устройств с 512 МБ ОЗУ (iPhone 4s, iPad 2 и iPod Touch 5). Очень странно, что Apple не остановила их поддержку на iOS 8 — на ней они работали относительно хорошо. Но, правда, все же возможность остаться на iOS 8 была — «по воздуху» с iOS 6 устройства обновлялись сначала до 8.4.1, а потом уже до 9.3.5. Так что можно было вместо быстрой, но не работающей с кучей программ iOS 6 обновиться до компромиссной iOS 8, и запретить обновления дальше. Те же, кто это не сделал и обновился до 9.3.5, были вынуждены просто продать свои старые девайсы и купить новые (причем не все стали покупать что-то новое от Apple), ибо работоспособность была просто аховой: Safari на 512 МБ ОЗУ держал в памяти 2-3 вкладки, про многозадачность можно было забыть, устройство грузилось с минуту, анимации лагали, а батарейка таяла просто на глазах.

iOS 10 — быстрая, плавная и красивая

После неудачной iOS 9 программисты в Apple явно получили живительные пендели, и iOS 10 вышла на удивление хорошей — даже первые релизы в сравнении с 9.3.5 работали достаточно быстро. Изменений, правда, было немного, но в принципе они и не были нужны — система и так имела почти все, что нужно. Были лишь небольшие доработки — так, на iPad теперь можно было открывать в режиме многооконности две вкладки в Safari, появилась возможность блокировать звонки с помощью сторонних программ, появилась функция включения экрана при поднятии устройства (правда, при этом исчез слайдер Slide to unlock, который был в системе с самых первых версий, но неудобства почувствовали только пользователи старых девайсов без Touch ID, на которые Apple традиционно «забила»). К слову, исчезновение Slide to unlock — не единственное изменение на экране блокировки: теперь туда же можно вывести и виджеты, что, с одной стороны, удобно, но с другой — не безопасно. Также появилось приложение News — новостной агрегатор. Увы — в России (да и куче других стран) он изначально не работал. Был полностью переработан Apple Music (в лучшую сторону), к тому же он вышел и под Android, так что в итоге его популярность достаточно резко возросла.
ios10lockscreen.jpg
Из неоднозачных изменений — на iPhone нижняя шторка теперь оказалась разбита на два экрана — на одном переключатели, на другом — плеер. Это было неудобно, и в iOS 11 Apple решила вернуться к одноэкранной шторке.

В обновлениях появилось не очень много нового: так, в 10.1 появился портретный режим камеры для iPhone 7 Plus, в 10.2 — приложение TV (что в 2017ом выглядит, мягко говоря, странно), а в 10.3 — новая файловая система APFS, которая оптимизирована для работы с твердотельными накопителями.

На этом новейшую историю Apple iOS можно закончить — да, уже была представлена iOS 11, и на момент написания статьи вышло уже несколько бет, но писать про это я не буду: во-первых, список изменений и так есть на нашем сайте, а во-вторых, судить по работе системы, находящейся в бета-тестировании, не очень хорошо — система не предназначена для обычных пользователей, а релиз будет лишь в сентябре.