Тим Кук

Гендиректор в Apple — выборная должность, на которую назначают человека, который, по мнению членов совета директоров и крупнейших инвесторов, сможет эффективнее всего управлять компанией. Они оценивают его деятельность по множеству объективных и субъективных показателей: стоимость акций (которая напрямую влияет на капитализацию), объёмы продаж продукции, выручка и прибыль, а также репутация компании в глазах общественности и взаимодействие с государственными органами в разных странах.

На презентации 30 октября, пожалуй, самым ярким, эффектным и убедительным было выступление Анджелы Арендтс, вице-президента Apple по розничной и интернет-торговле. Из этого многие сделали вывод, что она вполне могла бы занять место Тима Кука в тот момент, когда появится такая необходимость. Арендтс пришла в Apple относительно недавно — весной 2014 года. С её приходом компания сменила стратегию продаж: сильно разгрузила розничные магазины и сосредоточилась на реализации товаров через интернет. Это, казалось бы, незначительное изменение, позволило Apple не терять лидерские позиции на рынке смартфонов и достойно противостоять нарастающей конкуренции с китайскими производителями, которые сделали ставку как раз на онлайн-продажи как наименее затратный вариант.

Тим Кук — самый эффективный гендиректор Apple за всё время существования компании. При нём акции подорожали до рекордного уровня, что обеспечило Apple капитализацию более триллиона долларов (впервые среди компаний IT-сферы). Он отважился на несколько смелых шагов: выпуск смартфонов с большими и очень большими экранами, новых категорий товаров (смарт-часы, беспроводные наушники), музыкального сервиса, а также по слухам, разработку беспилотного автомобиля. Даже столь рискованные решения, как отказ от 3,5-миллиметрового аудиовыхода, сканера отпечатков пальцев и появление выреза в экране смартфонов, были восприняты покупателями по большей части положительно — продажи этих устройств лишь увеличились.

Кук свёл к минимуму провалы Apple. Их было очень мало: на ум приходит только просчёт с iPhone 5c, который оказался слишком дорогим для смартфона со столь игривым дизайном, а также неприлично долгая задержка с выпуском универсальной беспроводной зарядки AirPower. Можно предположить, что Арендтс была бы столь же осторожна, но предпочла бы снизить затраты Apple ещё большим сокращением офлайн-розницы вплоть до полного увода продаж в интернет. Эта идея кажется логичной, но как она скажется на долгосрочной перспективе компании — большой вопрос.

Генеральный директор — важная, но по большей части номинальная позиция в Apple. Кто бы её ни занимал, самые важные решения принимаются не им единолично, а с учётом мнения руководящего состава и крупнейших держателей акций. Так было всегда — достаточно вспомнить, как Стива Джобса вынудили уйти с этой должности из-за не особо адекватного поведения, несмотря на то, что он создал эту компанию с нуля и буквально озолотил тех, кто принимал решение о его отстранении. Но Джобс был бунтарём и хиппи, с которым сложно договориться, а Тим Кук, Анджела Арендт и любой другой сотрудник Apple прекрасно знают правила игры и понимают, что их задача — не улучшать мир, а зарабатывать следующий триллион долларов. С этим триллионом их мир точно не станет хуже.



iGuides в Telegram — t.me/iguides_ru
iGuides в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/iguides.ru
Дарим подарки за лучшие статьи в блогах