Знакомьтесь, это GE9X — самый большой реактивный двигатель в мире

Егор


В конце прошлого месяца Федеральное управление гражданской авиации США утвердило крупнейший в мире коммерческий реактивный двигатель. Называется он GE9X, и в первую очередь будет использоваться в новом широкофюзеляжном самолете Boeing 777x, по одной штуке под каждым крылом. Этот самолет впервые совершил полет еще в январе этого года и может похвастаться складывающимися законцовками крыльев — в разложенном виде они делают крылья длиннее, тем самым повышая подъемную силу и делая полеты более экономичными, а в сложенном позволяют самолету занимать меньше места на стоянке или в ангаре.

Жадные до топлива четырехдвигательные реактивные самолеты, такие как Boeing 747 и Airbus A380, в наши дни уже явно устарели, и от них массово отказываются крупные авиакомпании. А вот самолеты с двумя мощными двигательными установками олицетворяют как настоящее, так и будущее авиаперевозок. Чтобы поднять в воздух огромный Boeing 777x, нужны два очень мощных двигателя, тяги которых буквально хватит для ракет. Вот описание GE9X в цифрах.

47.5 тонн тяги — хватит для выхода на орбиту

Каждый двигатель может производить по 47.5 тонн тяги, что в сумме составляет 95 тонн для Boeing 777x. Более того, на испытаниях движок смог выдать 60 тонн тяги — это рекорд для реактивных двигателей. Они настольно мощные, что Пэт Доннеллан, инженер по программе двигателей GE9X, говорит, что пилотам, вероятно, не нужно будет доводить тягу двигателей до максимума, чтобы оторвать самолет от земли. Фактически, выведение движка на максимальную мощность для взлета известно как «взлет на полной тяге», объясняет он, но нет причин делать это, если в этом нет необходимости. «Вам просто нужно взлететь, а не насиловать двигатели», — добавляет он.

Доннеллан сравнивает это с вождением: при обычной езде вы не кладете педаль газа в пол, если в этом нет необходимости. Он говорит, что для типичных взлетов, когда соблюдается правильная развесовка самолета (так называемые «взлеты с пониженными номинальными характеристиками»), движкам Boeing 777x и близко не придется выходить на максимальную тягу.


Испытательный стенд с GE9X.

Для сравнения, тяга первой ступени ракета-носителя «Союз-2» на уровне моря составляет «всего лишь» 85.6 тонн. Тяга каждого движка последней модификации известного четырехмоторного Boeing 747-8 составляет около 30 тонн, то есть нужно три таких движка, чтобы потягаться с двумя GE9X.

Вентилятор диаметром 3.5 метра

Именно такие размеры имеет нагнетающий воздух вентилятор в передней части двигателя, если считать расстояние между краями диаметрально противоположенных лопастей. Если вы встанете на краю гондолы, то даже вытянув вверх руку вы не сможете коснуться кончиками пальцев ее верхнего края.

Этот «крутилятор» — звезда шоу, когда дело доходит до создания тяги. «Поскольку 777x оказался достаточно большим, нам нужен был двигатель, который обеспечивал бы уровень тяги, который требовал авиаконструктор», — говорит Доннеллан, имея в виду компанию Boeing, «и при этом был очень эффективным. Чтобы добиться этого с турбовентиляторным двигателем нам пришлось сделать вентилятор большого размера».

16 полутораметровых лопастей

Именно такое количество специально изогнутых лопастей из углеродного волокна используется в вентиляторе движка GE9X. У его предшественников, GE90 и GENX, было 22 и 18 лопастей соответственно. Однако меньше в данном случае не значит хуже: новые лопасти могут производить больше подъемной силы благодаря изменениям в дизайне. «У них более широкая хорда — от передней до задней кромки», — говорит Доннеллан. «Лопасти более скручены в нужных областях, чтобы генерировать дополнительную подъемную силу, когда она вам нужна», — добавляет он. Он также отмечает, что лопасти нового вентилятора похожи на крылья, вращающиеся в двигателях.

Печка на 2400 градусов


Схема GE9X.

Разумеется, при работе внутренности реактивного движка сильно нагреваются. Внутренние компоненты турбовентиляторного двигателя сложны, но нам достаточно знать, что в него входит турбина низкого давления, турбина высокого давления, камера сгорания и компрессор. Воздух в компрессоре, как понятно из названия, сжимается. «То, что мы пытаемся сделать — это сжать нагнетаемый воздух до минимально возможного объема, который мы только можем создать», — говорит Доннеллан. «В дальнейшем мы помещаем этот максимально сжатый воздух в камеру сгорания».

На этом моменте в нашем уравнение появляется еще один компонент — топливо. «Мы поджигаем топливо в камере сгорания, в результате чего сжатый воздух очень быстро и сильно расширяется и проходит через турбину высокого давления, заставляя ее вращаться». В результате вырабатывается энергия, часть которой затем тратится на питание турбины низкого давления, которая приводит в действие вентилятор спереди.

Самая горячая часть двигателя — турбина высокого давления. «Она находится прямо за камерой сгорания», — говорит Доннеллан. Температуры там такие же, как у лавы в жерле вулкана, и достигают 2400 градусов. Чтобы движок не разрушился от такого нагрева, для создания турбины используются керамические матричные композитные материалы. «Они могут выдерживать гораздо более высокие температуры, чем существующие на текущий момент металлические сплавы», — добавляет Доннеллан.

4 метра в диаметре и почти 10 тонн веса


Наглядное сравнение человека и движка GE9X.

Разумеется, в рабочем турбореактивном двигателе вентилятор не крутится снаружи, как пропеллер. Он заключен в специальную рамку. По-научному этот округлый «футляр» называется передним корпусом вентилятора. Одна из целей этого корпуса состоит в том, чтобы он «окутывал» кончики лопастей вентилятора, дабы те могли засасывать воздух только спереди для обеспечивания максимальной эффективности.

Кроме того, в случае повреждения двигателя в целях безопасности нужно, чтобы обломки оставались внутри него, а не выбрасывались наружу, что потенциально может привести к повреждению крыла или фюзеляжа. По оценкам Доннеллана, корпус вентилятора увеличивает размер двигателя примерно на 15-20 сантиметров, а если учесть дополнительный внешний обтекаемый каркас, называемый гондолой, то, как сообщается, весь двигатель приобретает размер более 4 метров в поперечнике. Это примерно длина достаточно просторной четырехместной Toyota Corolla.

Ну и под конец — вес этого гиганта составляет без малого 10 тонн, так что увезти его сможет не каждый КамАЗ. Хотя такая цифра не кажется чрезмерной, если учесть мощность движка и то, что он создан из тяжелых стойких высокотемпературных сплавов с относительно небольшим количеством пластика и композитных материалов.
35
iGuides в Яндекс.Дзен —  zen.yandex.ru/iguides
iGuides в Telegram — t.me/iguides
iGuides в VK —  vk.com/iguides
iGuides в Ok.ru — ok.ru/iguides

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

+4757
Надеюсь вся эта история, будет надёжней, чем сейчас у всяких Airbus, SS jet и Boeing. А то как не почитаешь новости, постоянно какие-то поломки на самолётах. То двигатель барахлит, то задымление какое, то с шасси проблемы. Летать стало страшно, приходится на поезде путешествовать, а это не способствует оперативности и экономии времени
18 октября 2020 в 16:05
#
+107
Я думаю, в любом случае лучше, чем с SuperJet100
18 октября 2020 в 16:10
#
–900
СуперДжет как явление по ряду причин совершенно неплохой повод для гордости. Да, летной практики мало и скорее всего уже и не будет, т.к. не дадут. Если Россия возродит успешное гражд.авиапроизводство, то это будет означать многое.
18 октября 2020 в 16:17
#
+107
Вы смеётесь???? Возродит???? Когда? Лет через 100. Не смешите, этого к сожалению уже никогда не будет
18 октября 2020 в 16:39
#
–900
Ну судя по организации и выпуску СуперДжета, Россия способна делать великие дела быстро и Относительно качественно и конкурентно. Тем более, если учитывать, сколько стран мира имеют свои производства и все они в коллабах с другими и пр. условности.
Ровным счетом в России западные "партнеры" умышленно убили наследие советской авиации и теперь жмурят уже российскую.
18 октября 2020 в 17:04
#
+72
В ближайшие десятилетия не будет точно, как минимум с этой властью.
18 октября 2020 в 17:50
#
tellurian
+1273
Тут дело не только утром что не дают, а атом что уже сильно не могут. Новых кб и предприятий не делается. Не вкладывают деньги в это.нудну люди, специалисты. А из осталось не так много :(
Ещё 10-20 лет и их не будет. Это усе советское наследние.
Вот бпла не было в ссср, у нас потому и нет успехов в этой области.
18 октября 2020 в 16:58
#
–900
Да ну неее. Кадры есть. Иначе бы так быстро не сделали самолет с нуля так быстро. На худой конец всегда можно привлечь иностранные технологии. Например, я слышал, что СуперДжет падает часто из-за авионики, которую поставляет Франция.
18 октября 2020 в 17:07
#
tellurian
+1273
Быстро так как большая часть иностранное, а часть от Ту. Посчитайте историю. Я недавно читал
18 октября 2020 в 17:34
#
+4757
Увы, но судя по тому, сколько самолётов сейчас простаивает (многие кто их закупил, местные, Российские компании) на них не летают. Касательно этого, было много статей в инэте и информации, что даже самолёты на гарантии, ремонтировать особо не торопятся. Поэтому, очередной продукт в красивой обёртке, но такой "надёжный" как и конкуренты. Лет 10-12 назад, такого разгильдяйства не было, старались следить как-то за качеством, сейчас же просто рубят бабло все. Обычная коммерция без отвественности и качества.
18 октября 2020 в 17:04
#
–900
Я все это читал и пытался разобраться. Это обычная пропаганда и информационная война. Не думал об этом?
18 октября 2020 в 17:08
#
Егор Морозов
+1764
Летать стало страшно, приходится на поезде путешествовать
«Если вам суждено умереть в авиакатастрофе, то на ваш поезд упадет самолет».
А то как не почитаешь новости
А вы меньше читайте советских газет перед обедом). СМИ все более и более желтушные сейчас, и одну аварию могут полгода обсасывать. На деле за 2019 год было всего 9 крупных авиакатастроф (по данным вики), что можно назвать смешной цифрой в сравнении с полусотней миллионов рейсов за тот же год.
18 октября 2020 в 16:13
#
Peter_Frost88
+197
Реал качество всего и вся хня стала. Даж многий брендовый шмот скатился а к вопросу о тачках у соседа Kia свежая позавчера на трассе заклинило рулевое машине меньше 2-х лет. Хрень с коробкой или компом какая-то. В общем обходить всю эту темку надо лучше чего дельного взять для домика или себя
19 октября 2020 в 14:33
#
tellurian
+1273
По статистике авиакатастрофы гораздо реже случаются. Не надо переживать.
А от судьбы не уйдёшь. Что суждено, то суждено.
18 октября 2020 в 16:56
#
+520
Нет судьбы,равно,как и событий не свершившихся;)Судьба это то,что уже произошло.А вот беду можно обойти стороной,если её предвидеть и остерегаться
19 октября 2020 в 04:44
#
Peter_Frost88
+197
Тож чёт стрёмно летать езжу или тазиком или поездом. Тазиком на дальние тож страшновато потому что в большой России гоняют большинство как психи больные. Даж в столице столько всяких дэлбиков что диву даёшься. Паркуются как и где хотят на тротуары пофиг ездят там же чтоб 100 метров жопу лишний раз не нести. Хоть сам и автолюбитель но эти клоуны уже порядком достали.
19 октября 2020 в 14:30
#
+9
На мой взгляд главный косяк в том,что если в случаи выхода из строя одного из четырёх двигателей, он спокойно будет лететь дальше или сядет. А вот в случаи с новыми двигателями, учитывая на какой самолёт они будут ставится, это конец.
18 октября 2020 в 16:17
#
Егор Морозов
+1764
Никаких проблем, современные самолеты являются неплохими планерами (гуглите «Планер Гимли»), и даже вообще без движков нередко могут пролететь под сотню километров (если авария случилась на эшелоне), а в большинстве стран в таком радиусе находится далеко не один аэродром. Ну а уж на одном из двух движков можно спокойно лететь дальше и спокойно приземлиться в нужном аэропорту.
18 октября 2020 в 16:22
#
+4479
Можно и на одном лететь , только низенько. А низенько это расхотел топлива на порядки больше.
Так же двигатели используются для торможения(реверс) при посадке. Соответственно посадить можно , но это не просто без симметричной тяги и полоса нужна длинная, да и топливо придётся выжигать.
18 октября 2020 в 19:45
#
Егор Морозов
+1764
Можно и на одном лететь , только низенько
на эшелоне эффективность движков так-то выше, поэтому самолеты и летают на 10+ км. С одним движком тем более, ибо если и он откажет, будет больше времени на планирование.
Так же двигатели используются для торможения(реверс) при посадке.
Удивитесь, но шассийные тормоза самолетов рассчитаны на то, чтобы полностью его остановить за разумное расстояние даже без движков. Правда обычно после этого они идут под списание, но в такой ситуации мало кто будет против.
да и топливо придётся выжигать.
Какой ужас. Видимо 100 тонн горючки стоит дешевле, чем компенсации семьям пары сотен пассажиров?) Особенно если самолет и так это топливо потратил бы.
18 октября 2020 в 19:54
#
+4479
Насчёт 100 тонн это вам к компании Боинг, для них 300-400 человек видимо совсем не дорого, причём два раза подряд.
Для них это бизнес, для нас не прожития жизнь.
Я до эпидемии часто летал до 200 дней командировок в год доходило.
Самолеты не всегда в эшелоне летят, многое влияет , Погода , ветер.
И иногда спускаются пониже, так вот с одним двигателем особо не попрыгаешь, просто топлива не хватить до конечной точки, да и мастерства тоже не у всех хватит.
Реальная жизнь куда сложнее интернетной, на бумаге всегда все гладко, а в Реале самолёт пропадает и все
19 октября 2020 в 10:05
#
Егор Морозов
+1764
Насчёт 100 тонн это вам к компании Боинг, для них 300-400 человек видимо совсем не дорого, причём два раза подряд.
там дело было совсем не в топливе, там были проблемы в бортовом компе, на которые наложилась механика. Отследить такое даже за 1000 тестовых часов полета просто нереально, уж слишком редкая проблема.
Самолеты не всегда в эшелоне летят, многое влияет , Погода , ветер.
И иногда спускаются пониже
не иногда, а практически никогда. Те же грозы облетают сбоку, за облет снизу или сверху пилотов поимеют вплоть до увольнения. Сейчас вся Европа покрыта радарами, самолет отслеживается с точностью чуть ли не сто метров. Любой шаг в сторону будет замечен.
так вот с одним двигателем особо не попрыгаешь
Зачем прыгать, если в 95% случаев самолет летит на эшелоне?
просто топлива не хватить до конечной точки
на одном движке можно долететь до конечной точки, но на практике так никто не делает и быстренько сажают самолет в первом подходящем аэропорту от греха подальше, ибо если навернулся один движок — может и второй.
да и мастерства тоже не у всех хватит.
Ну здрасьте, полет на одном движке — это прям стандартнейший тест на симуляторе.
Реале самолёт пропадает и все
ага, он испарился (с) Джокер о карандаше. Сейчас действительно можно потерять самолет разве что над океаном в тысячах километров от суши — не самый реалистичный сценарий.
19 октября 2020 в 11:11
#
0
Россия в настоящий момент занимает второе место в мире по судостроению.
Скоро будет занимать лидирующие места и по авиастроению!
18 октября 2020 в 17:28
#
+4479
Вся проблема с боенгами в том что с любыми двигателями этот самолёт может вмазаться в землю сам, потому что он так решил. Здесь есть желающие полетать на сыром самолете? Да, его доделают, но вас к этому моменту может уже не быть как тех 346 человек с двух рейсов.
Да и Боенг продал за 2020 год всего 13 самолетов, и те в январе, и не получил ни одного заказа впервые за 60 лет. Да и всвязи с последними событиями не особо то летают, авиакомпании лежат на боку, туризм на лопатках.
А двигатель наверное хороший, может Илону Маску пригодится.)
18 октября 2020 в 19:25
#
Егор Морозов
+1764
Здесь есть желающие полетать на сыром самолете?
а на самолетах, которые в прямом смысле того слова с дискет обновляются и на 386-ых процах работают?) Мы на них к слову сейчас и летаем.
может уже не быть как тех 346 человек с двух рейсов.
а может и больше. Вас никогда не удивляло, почему все боинги, аэробусы и даже тушки, ставшие массовыми, имеют то 5-ую версию, то 7-ую? Вон последний 747 боинг аж 8-ую версию имеет за 40 лет. Самолет — это не зубочистка, там столько параметров, что не ошибиться физически нереально. И никто не сможет вам гарантировать, что «новая и исправленная версия» самолета не окажется «забагованной», и будут выпускать ее «хотфикс». А то и не один. Поэтому с такой логикой можно вообще в аэропорт не соваться и ездить поездами как предложил один из комментаторов выше.
Да и Боенг продал за 2020 год всего 13 самолетов, и те в январе, и не получил ни одного заказа впервые за 60 лет.
Ну как вы верно сказали — корона, никто не летает и не факт что в 2021 начнет.
18 октября 2020 в 19:48
#
Егор Морозов
+1764
Пара тысяч в различных FS). Я не пилот конечно, просто интересуюсь в том числе и самолетами. Разумеется я могу быть не прав в своих суждениях, если есть что возразить — будет интересно послушать.
19 октября 2020 в 11:14
#
¯\_(ツ)_/¯
+1708
Привет GE9X, я ¯\_(ツ)_/¯, приятно познакомиться.
18 октября 2020 в 20:23
#
Роман Одинцов
+98
Россия очень сильно отстает в гражданском авиастроении из-за двигателей. Сейчас в мире только один тренд- расход топлива. Увы, но США и Европа здесь- лидеры. А все потому, что они изначально придерживались этого курса и имеют массу опыта, у нас же упор делался на «надежности». Да, двигатели ил-96 поражают своим ресурсом, но экономии никакой. Про ПД-14 для МС-21 писали много перспективного, но на расчетные показатели выйти не могут. И не надо лукавить про SJ100. По опыту могу сказать, что на б/у А320 комфортнее, чем на новом суперджете. ИМХО
18 октября 2020 в 23:19
#
+34
А кто производитель разработчик и двигателя?
19 октября 2020 в 01:02
#
0
У нас давно такой есть но вороватые чиновники не дают завершить испытания, НК-93..
19 октября 2020 в 09:39
#
–7
batya_12,

Если не разбираетесь в теме, лучше бы промолчали, за умного сойдете.
Чем джет 100 плох?
А ничем!
Пресловутое "козление" в Шереметьево с последующим пожаром-целиком и полностью на совести летной подготовке пилотов(кстати, могло бы быть Гораздо хуже).
Сама машина, что называется-На уровне, уж точно не хуже конкурентов, и тому много подтверждений пилотов(и наших, и зарубежных), кто на нем летал.
Беда в другом, в текущем обслуживании и ремонте, которые находятся в практически зачаточном состоянии.
Это у Боингов и Эйрбасов десятилетиями отработанные сервисы по Всем аэропортам мира, с наличием Всей номенклатуры ЗиП на местах.
Сухой же сродни младенцу на этом рынке.
19 октября 2020 в 10:13
#
+922
Если я правильно понял, большим (можно сказать, преогромным) этот двигатель стал не просто так, он стал из экономии. Понятно, что один большой двигатель топлива съест меньше чем два средненьких. А это значит, где-то сидит Грета Тумберг и тихонько аплодирует этой новости...

Беда только в том, что законы физики никто не отменял: огромный диаметр детали создаёт запредельные разрушающие нагрузки. Законы физики рвут крыльчатку, подшипники, на которых он закреплена и много чего ещё... Разработчикам приходится выкручиваться — использовать всё более "хитрые" материалы, всё тщательнее балансировать вентилятор... И тут нужно вспомнить вот о чём: не возможно отбалансировать "в ноль" (можно только в рамках допуска), не возможно стопроцентно соблюсти все параметры материалов, они всё равно раз от раза будут отличаться.
Когда вы увеличиваете детали в размерах, требования к культуре производства возрастают на порядок. Справится ли американский авиапром? Авиапром решил рискнуть. Во имя чего рискнуть? А чтоб топливо сэкономить... )))
19 октября 2020 в 23:58
#