Эксперты российского рынка аудиовизуальных сервисов рассказали об итогах первых полутора лет работы Антипиратского меморандума и задумались о законодательном регулировании деятельности, которой участники рынка занимаются сейчас на добровольной основе. По словам генерального директора Ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина, в 2020 году на 40 процентов снизилось количество посещения пиратских ресурсов по сравнению с серединой 2018 года.
Глава Ассоциации «Интернет-видео» также рассказал, что за время работы меморандума было внесено 4,2 миллиона ссылок в реестр заблокированных ресурсов. Они были удалены из поисковой выдачи и с видохостингов.
По словам экспертов, меморандум показал, что рынок в состоянии себя регулировать в значительной степени сам, поскольку такие действия эффективнее и экономичнее, чем судебная процедура, но они не решают все проблемы правообладателей. К примеру, с помощью меморандума нельзя удалять пиратские домены целиком или прямые трансляции.
Эксперты отметили, что пиратский контент также распространяется через мобильные приложения, Telegram-каналы и торренты, доступ к которым люди свободно находят через нехитрые механизмы. В этом случае необходим закон, помогающий снижать доступность пиратского контента, но даже после его принятия проблема не решится сама собой. Таким образом участники рынка хотят с помощью каждого действия получить преимущество перед пиратами и привести пользователей к «стадному иммунитету» против пиратских ресурсов.
Директор по стратегическому развитию рынка Коммерческого Департамента компании «Яндекс» Борис Омельницкий добавил, что закон позволит не только масштабировать, но и закрепить на практике работающий механизм, то есть после принятия закона у каждого правообладателя будет в руках удобный механизм для предотвращения потерь от пиратской деятельности.
Эксперты сошлись во мнении, что важной мерой по борьбе с распространением нелегального контента является снижение его экономической эффективности. Другими словами нужно препятствовать заработку пиратов на рекламе.