На прошлой неделе произошло то, о чем так долго говорили большевики — Microsoft наконец-то выпустила свой Office для iPad. Строго говоря, выпустили они на самом деле три приложения — Word, Excel и PowerPoint, а Office Mobile как одно цельное приложение существовал до этого для iPhone и смартфонов на базе Android. Однако, по функциональности, дизайну и впечатлениям это просто небо и земля, нативные W/E/PP для iPad просто на световые годы опережают по функциональности Office Mobile.
Честно говоря, делать полноценный обзор этих приложений я не вижу особого смысла. Просто представьте себе огромный набор функциональности, который есть в настольных версиях приложений из набора Microsoft Office для PC. Так вот, Microsoft выбросила из него ту функциональность, которая нужна небольшому количеству "мегапродвинутых" пользователей, оставив только то, чем пользуется большинство обычных пользователей, и разместила все это в похожем на Ribbon интерфейсе, который максимально оптимизирован для мобильных устройств типа iPad. В результате получились довольно функциональные, невероятно приятные в работе и симпатичные приложения, достойные высочайшей похвалы.
Конечно, в комментариях в App Store что в России, что в США Microsoft очень сильно ругают за стоимость подписки, забывая о двух моментах:
1. Этот набор приложений выпущен в первую очередь для тех пользователей, у которых уже есть подписка на Office 365 и им нужен просто хороший инструмент доступа к документам, хранящимся в облаке Microsoft
2. В подписку Office 365 за эти 99 долларов в год входит не только возможность редактировать документы на iPad, но и лицензия на Microsoft Office на 5 компьютеров, включая PC и Mac.
Тем не менее, дороговато, конечно, и многие не стесняются в выражениях, чтобы это донести, но, видимо, Microsoft такая ценовая политика устраивает.
Но вообще выпуск этих приложений, в моем представлении, характеризует Microsoft как компанию, куда более открытую для новых реалий рынка, чем в эпоху Баллмера. По сути ведь компания отказывается от своей же идеологии "Сперва Windows" (Windows First), признавая, что теперь ей нужно как-то жить с устройствами на iOS и Android, которые уже сейчас "контролируют" рынок. Можно сколько угодно пытаться проталкивать Windows Phone и Surface, но если конкуренты суммарно занимают более 90% рынка, то игнорировать их просто глупо. Гораздо разумней вернуться к истокам компании, к разработке ПО, и попытаться занять свои ниши там, где у компании сильны позиции. Именно Microsoft в 1985 году была одной из первых компаний-разработчиков ПО, поддержавших Macintosh, выпустив Word и Excel для новой тогда платформы.
Конечно, выпуская офисные приложения для iPad, Microsoft, по сути, делает ненужными свои же устройства под брендом Surface, основным маркетинговым преимуществом которых был "полноценный офис на планшете". Да, офис на планшетах с Windows остается более функциональным, чем то, что вышло на прошлой неделе для iOS, но это пока. Да и какая, по большому счету, Microsoft разница, с какого устройства пользователь Office, оплативший доступ к этому сервису, редактирует документ или показывает его заказчику? На прошлой неделе на конференции App Summit, которая проходила в Москве, представители Microsoft гордо демонстрировали устройства разных производителей, которые при этом были тщательно интегрированы друг с другом с помощью ПО и экосистемы Microsoft, и как документы, отредактированные на одном устройстве (планшете), тут же оказывались синхронизированными и со смартфоном, и с компьютером, и тд. Да, ничего революционного в этом нет, но теперь, когда iPad тоже может быть частью этой экосистемы, мы видим лицо "новой Microsoft", представляющей доступ к пользовательским сервисам, а не просто "Windows везде". В этом изменении, знаете, есть что-то очень интересное.
Насколько я понимаю, новый CEO Microsoft — Сатия Наделла — как раз из тех, кто способен эту стратегию двигать дальше, в будущее мира, где для того, чтобы рулить, необязательно пользоваться устройствами от Microsoft или на базе операционной системы Microsoft. Гаджетов, куда невозможно будет воткнуть операционную систему в привычном для нас смысле слова — с интерфейсом, с брендингом, чтобы все знали, что там "Windows Inside", в будущем будет все больше, и отсутствие у него желания видеть везде Windows, как это было у Баллмера, а обеспечить для них соответствующие сервисы и инфраструктуру, должно помочь Microsoft остаться важным игром на этом рынке. Из разговоров с сотрудниками Microsoft я понял, что все они сейчас очень excited по поводу изменений в компании, в ее структуре, во внутренних процессах, потому что всем кажется, что это очень позитивные изменения, которые способны привести Microsoft к успеху в новых реалиях. Очень интересно посмотреть, что из этого получится.
А вообще, конечно, показателем того, что времена меняются, стала сама презентация руководителя Microsoft, основное место на которой было выделено как раз под Office для iPad. Я помню, что в 1997 году Джобсу пришлось заключать пакт с Microsoft, и уговаривать их пообещать разрабатывать Office для Mac на протяжении последующих пяти лет. Теперь же Apple просто не нужен Office настолько, чтобы "прогибаться" под Microsoft, а Microsoft придется бороться за место под солнцем на платформе iPad, среди более доступных конкурентов. Первые места в Top Free Apps — это, конечно, здорово, учитывая количество статей по поводу выхода приложений, но судя по комментариям в App Store, большинство скачивает, потому что бесплатно, а потом обнаруживает требования платной подписки. Так что, перефразируя некоторых журналистов, "бесплатный офис для iPad нужен, а за 99 долларов в год — большинству все-таки не нужен". Посмотрим через год, какие плоды принесет эта стратегия Microsoft.