Каждая компания по-своему видит алгоритмы рекомендации музыки для пользователей стриминговых сервисов. За примерами далеко ходить не надо, возьмем для сравнения Apple Music и Google Play Music. Недавно ко мне привязалась песенка Holes In The Sky группы M83. Несколько дней подряд по утрам я с большим удовольствием досыпал под нее «еще пять минуточек» в обнимку с кружкой кофе. Как выяснилось, это саундтрек к сиквелу одного популярного голливудского блокбастера, а результаты подбора музыки на его основе разными сервисами оказались диаметрально противоположными.
Как бы то ни было, принципы всех этих умных алгоритмов в музыкальных сервисах совершенно непрозрачны для пользователя. А если точнее, они вообще не работают так, как мы этого ждем. Ну не может никакой алгоритм знать, что именно я хочу включить в тот или иной момент времени и даже самое пристальное изучение моего музыкального поведения не означает, что сервис раскроет секрет привлекательности для меня тех или иных треков. Говоря о стриминговых сервисах и рекомендациях, правильнее всего будет изменить формулировку описания предлагаемой музыки с «вам понравится» на «вы согласитесь послушать».
Пусть даже музыкальные алгоритмы несовершенны, они неплохо справляются с тем, чтобы знакомить нас с новыми жанрами, музыкантами и треками. А главное, время от времени в том, что мы «согласились послушать» проскальзывают композиции, которые могут стать любимыми, попасть в избранные плейлисты или даже на повтор. Как увеличить шансы на то, чтобы при использовании Apple Music не возникало желания пнуть колонку? Давайте разберемся.
С чего начать?
При первом запуске Apple Music предлагает пользователю выбрать любимые жанры и исполнителей. Это — база музыкальных пристрастий и отправная точка для того, чтобы не подсунуть тяжелый металл фанату Тэйлор Свифт, а поклонника Вивальди со всей его тонкой душевной ориентацией не повергнуть в шок особенностями отечественного шансона. Базу музыкальных вкусов можно будет изменить в любой момент, впрочем, после активного использования сервиса в течение нескольких дней, даже неправильный первоначальный выбор скорректирует отслеживание реальных предпочтений пользователя. Разве что на это уйдет чуть больше времени.
Что расскажет Apple Music о ваших вкусах?
Компания Apple решила использовать сразу несколько инструментов для определения предпочтений пользователя. Одно из первых — исследование покупок в iTunes Store и локальной коллекции музыки, импортированной с дисков и других носителей. На основе уже имеющейся информации Apple Music делает первые предположения о том, что может заинтересовать слушателя.
Второй этап, которому стоит уделить внимание — сердечки. Во время прослушивания классные треков, альбомов, плейлистов и радиостанций пользователь может ставить лайки понравившейся музыки, что становится сигналом Apple Music для переосмысления вкладки «Для вас». Кстати, именно сердечки оказывают наибольшее воздействие на рекомендации, так что стоит потратить немного времени на то, чтобы пометить любимые треки.
Заключительный инструмент для формирования рекомендаций — поведение пользователя. Apple Music отмечает для себя треки, которые доиграли до конца и предполагает, что они нравятся пользователю. Если же пользователь переключен композицию или она не доиграла до конца по какой-то иной причине, этот трек не учитывается системой рекомендаций.
Что делать, если лень ставить «лайки»?
Не каждый пользователь захочет искать любимые треки и целенаправленно отмечать их сердечками. На такой музыкальный экскурс может уйти слишком много времени. Хороший способ решить проблему — воспользоваться услугами Siri, которая может ставить лайки текущим трекам. Достаточно сказать ей, что вам нравится эта песня. К сожалению, это не работает для плейлистов и радиостанций, но все равно может стать хорошим способом обучения Apple Music.
Что делать, если музыка не понравилась?
Если алгоритмы Apple Music дали слабину и запихнули в раздел «Для вас» что-то отвратительно звучащее, эту проблему можно решить радикальным способом — принудительно сказать сервису о том, что вам не понравился определенный плейлист. К сожалению, эта функция пока не доступна пользователям iTunes, так что кнопка «Меньше похожих рекомендаций» появляется только после долгого удержания пальца на неугодном плейлисте на iPhone или iPad.
На что влияют предпочтения пользователя?
Оказывается, многие пользователи не понимают, на что именно влияют лайки в Apple Music. Будут ли от сердечек или переключения треков иначе звучать радиостанции, исчезнут ли из курируемых плейлистов ненавистные треки или произойдут какие-то еще метаморфозы — загадка. На самом деле с этим все просто. Лайки влияют только на вкладку «Для вас», а радиостанции в Apple Music создаются в зависимости от жанра таким образом, чтобы без вмешательства пользователя предлагать ему максимально подходящую музыку. Хорошо это или плохо? Теоретически Apple сделала так, чтобы при прослушивании музыки как можно реже возникала необходимость задумываться о принципах работы сервиса и оказывать на него влияние со стороны. Работает ли это на практике? У каждого пользователя свой ответ на этот вопрос.
А что насчет вас?