Решение ФАС в антимонопольном разбирательстве с Google оказало положительное влияние на выручку «Яндекса» по итогам второго квартала 2016 года. В частности, российская компания заключила договоры с двумя поставщиками смартфонов о предустановке своих сервисов на их устройства. Что это за производители, «Яндекс» не сообщает. В то же время у «Яндекса» на 28 процентов выросла от мобильной рекламы — до 17,3 миллиардов рублей. В структуре общей выручки она заняла 96%.
«В этом квартале Яндекс добился высоких результатов, в том числе благодаря нашим бизнес-направлениям — Яндекс.Такси, Маркету и сервисам объявлений, — говорит Аркадий Волож, руководитель группы компаний Яндекса. — Наши знания и опыт в области анализа данных и искусственного интеллекта помогают нам успешно развивать технологии таргетирования рекламы, а также выпускать для наших пользователей в России и за рубежом рекомендательные продукты, такие как Дзен».
ФАС признала американскую корпорацию антимонопольным нарушителем после жалобы «Яндекса», который оказался недоволен тем, что Google диктует производителям Android-смартфонов свои условия (например, о том, приложения каких компаний нельзя предустанавливать на устройства). Это произошло в конце 2015 года, и с тех пор Google пытается оспорить решение ФАС в суде. Весной 2016 года в ФАС заявляли, что размер штрафа может составить 7% от оборота магазина контента Google Play в России за 2014 год (точная сумма не раскрывалась).
ФАС обязала компанию Google убрать из своих договоров с производителями смартфонов запрет на предустановку любых сторонних приложений. По мнению ФАС, компания Google нарушила антимонопольное законодательство тем, предъявляла особые требования к производителям, пожелавшим продавать устройства с установленными сервисами Google. Они обязаны устанавливать определенные приложения Google и не могут ставить некоторые приложения иных компаний. Под запрет попали приложения «Яндекс», в результате чего некоторые производители отказались от сотрудничества с российской компанией.
Google утверждает, что пользователи могут самостоятельно устанавливать на приобретенные устройства какие угодно приложения и пользоваться любой поисковой системой — хоть Google, хоть Яндекс, хоть Bing. Однако очевидно, что большинство пользователей не будет менять сервисы Google на какие-либо другие. Это подтверждает статистика — с ростом числа пользователей Android растет доля поисковых запросов через Google.