« — Что-то  кончается, – сказал  Геральт с трудом. – Что-то кончается, Лютик.

     — Нет, – серьезно возразил поэт. – Что-то начинается.»

Анджей Сапковский

Все хорошее когда-нибудь обязательно придет к закономерному концу — книга ли, дружба ли. Даже чувству любви свойственно заканчиваться и оставлять после себя только сладко-горькие воспоминания. Любимых людей и любимые вещи терять особенно грустно. Но больнее всего порой наблюдать окончание любимых историй.

Впрочем, как говорится: «не плачь из-за того, что это кончилось — улыбнись тому, что это было». Об окончании игровой вселенной The Witcher 3: Wild Hunt в последнем для нее аддоне Blood and Wine я расскажу вам, искренне улыбаясь сквозь слезы.

Ставшие широко известными и почти что культовыми из-за высоких показателей качества продукты игровой индустрии, очень важно красиво закончить. В этом смысле команда разработчиков CD Projekt RED проделала поистине колоссальную работу над последним дополнением — несмотря на небольшую (по сравнению с основной частью игры) длительность игрового процесса, очень сложно не назвать это DLC полноценным завершенным продуктом.

Если вышедший чуть более полугода назад аддон Hearts of Stone действительно был сильно привязан к основной части игры и расценивался скорее, как дополнительная арка истории (впрочем, далеко не обязательная для прохождения), то Blood and Wine с одной стороны предстает максимально самодостаточным, а с другой — настолько органичным с The Wild Hunt, что без него восприятие основного сюжета кажется бедноватым.

Изображение 1

Здесь будет уместна ассоциация с книгой, и не с какой бы то ни было, а с последней вышедшей по книжной вселенной о Ведьмаке — Сезоном Гроз. Несмотря на то, что оригинальная сага была закончена Сапковским еще в 1999 году, два года назад пан Анджей, решив, что Геральт еще недостаточно «наведьмачил», выпустил своеобразное продолжение истории, являющееся по сути приквелом, но оставляющее большой простор для размышлений о том, как именно сложилась судьба главного героя после событий последней книги цикла. Этот роман — квинтэссенция всего, что Сапковский хотел вложить в Ведьмака изначально, но далеко не везде смог из-за отсутствия опыта, и без него воспринимать книжную вселенную теперь так же сложно, как игровую без Blood and Wine.

Изображение 1

Квест-дизайнеры в CD Projekt RED не зря любят ранние сборники рассказов Сапковского о приключениях Геральта и последующие романы — в Blood and Wine действительно много отсылок к ним. Начать можно с того, что события DLC забрасывают нашего бессменного героя в Туссент — одно из герцогств Нильфгаарда, в котором Геральт уже бывал. Этот край любви и вина, вдохновленный югом Италии и регионом Тосканы производит незабываемое впечатление хотя бы своими пейзажами. После угрюмых, дождливых и слякотных большаков Северных Королевств, эти нежные земли, укрытые коврами из лаванды — настоящий отдых для глаз.

И не только для глаз, но и для ушей: саундтрек Blood and Wine включает 25 новых композиций, пропитанных одновременно хмельным и бодрым духом Туссента. Звучание аккордеона, прослеживаемое в большинстве из них, настраивает на особый расслабленный лад и создает неповторимую атмосферу «средневекового курорта».

Многие люди в курсе, что жизнь в те века была вовсе не такой романтичной, как хотелось бы мечтать, но край обетованный — Туссент — как раз воплощает все эти представления о беззаботности. Этой земли не коснулась кровопролитная и разрушительная война между соседями, она еще может позволить себе воплощать идеалы процветания и избыточности, что проявляется в ее архаичном подчинении идее рыцарства и ее пяти добродетелям: чести, доблести, мудрости, щедрости и сочувствию.

Ровно вплоть до прибытия Геральта, призванного герцогиней Анной-Генриеттой, ее сиятельным величеством, правительницей Туссента и старой знакомой нашего главного героя, для выполнения ведьмачьего заказа особой степени деликатности. Стоит только к нему приступить, как за ширмой внешнего благополучия и радушия обнаруживаются уродливые лики.

Изображение 2

Не желая спойлерить вам сюжет, сообщу только, что в нем предостаточно как красивых клише, так и неожиданных поворотов, а еще он обязательно порадует тех, кому милы переделки европейских сказок Сапковским под ведьмачьи реалии. Появление старых друзей греет душу, а новые знакомые становятся родными и симпатичными с первых же минут, благодаря отсылкам к страницам, над которыми было пролито столько слез,.

Персонажи многогранны, диалоги между ними полны настоящей драмы, а взаимодействия как комичны, так и трагичны — в Blood and Wine третий Ведьмак не изменяет своим канонам нарратива, но возводит их в высший абсолют. Кинематографичность сцен взяла новый уровень: далеко не всегда обычный разговор можно с первого взгляда отличить от отдельной катсцены.

Увлекательная история — главная драгоценность всей ведьмачьей серии игр от CD Projekt RED (в особенности третьей части) блистает, как Сердце Туссента. Какие бы ветки сюжета вы не предпочли открыть, можете быть уверены, что они ни в чем не уступают другим. Ради интереса, я сперва добилась худшей из возможных концовок, а затем лучшей, и могу сказать, что обе они имеют особое очарование и каждая из них служит достойным завершением длинного пути.

Порадовало DLC и нововведениями — например, интерфейс подвергся значительным изменениям в целях повышения удобства и эргономичности. Тот же вечный бардак в инвентаре теперь стал гораздо менее заметен и вообще приобрел черты относительного порядка, будучи разделенным на пять категорий: оружие и броня; масла, эликсиры и бомбы; квестовые и прочие вещи; еда и конное снаряжение; предметы для создания экипировки и для алхимии. Книги, свитки и письма теперь можно прочесть сразу же, как только подберешь — нет необходимости открывать сумки и долго рыться в них в поисках необходимого.

Патч 1.20 ввел в игру еще и два разных вида быстрого меню, одно из которых замедляет действие, а другое полностью ставит на паузу. Они доступны по нажатию разных клавиш. Кроме того CD Projekt RED переработали еще и HUD-интерфейс, чтобы дать игрокам более удобное отображение таких элементов, как усиления и очки адреналина.

Изображение 3

Не менее интересны и чисто геймплейные новые особенности. Одни из них, мутации, имеют огромное влияние на боевую систему — всего их двенадцать, а усилить они могут как магические атаки Геральта, так и его навыки владения мечами. Некоторые из них могут в корне изменить стратегию ведения боя и определить его исход: например, есть мутация, которая позволит ведьмаку на краткое время заморозить всех противников в окружении. Ближе к концу дополнения подобная способность может оказаться незаменимой.

Второе нововведение — это, конечно же, долгожданное для многих введение в игру собственного милого, милого дома для Геральта. Но уход за поместьем Корво Бьянко, оказался скорее приятным развлечением, не оставляющем игроку большого выбора даже в декоративных решениях. Можно было бы списать все на то, что наш ведьмак не такой уж и домосед, но я лично ожидала несколько большего разнообразия.

Зато его стало предостаточно в плане кастомизации брони и нарядов, благодаря введению специальных красок. Всегда мечтали облачить Геральта в броню оттенков нежнейших фиалок? Вперед, и по единорогам! В местной Стране Сказок он даже окажется уместным.

Изображение 4

Все хорошее когда-нибудь кончается — обрела конец и любимая многими игровая вселенная Ведьмака. Можно грустить об этом, можно радоваться тому, что это было, но узреть конец этой истории должен каждый, кто считает себя ее поклонником.

Вам будет безмерно жаль расставаться с ней, но этот финал расставляет все точки над i настолько мастерски и изящно, что не оставляет никакого ощущения незавершенности — лишь желание спустя некоторое время вновь вернуться к этому шедевру и провести за Blood and Wine еще пару вечеров в компании красного сухого «Мясника из Блавикена». Va'esse deireadh aep eigean...

Итоговая оценка iG: 5.0/5.0

PS. Тем, кто прошел дополнение, непременно стоит пересмотреть самый первый синематик The Witcher 3: Wild Hunt. Послушайте моего совета — в процессе вы все поймете и не пожалеете.

Ключ DLC для игры для PC был предоставлен редакции iG магазином видеоигр GOG.com.

Чтобы не пропустить ничего важного из мира игр и технологий, выбери удобный способ получать уведомления о новых статьях: подписывайся на канал iG в Telegram или напиши нашему боту, а еще ты можешь следить за новостями в Viber.