
Роспотребнадзор рассказал, что делать, если в условиях санкций гаджет (смартфон, смарт-часы, фитнес-браслет и пр.) перестал работать, работает хуже, чем раньше, или сломался. Несмотря на санкции, у продавца или изготовителя остаются перед покупателем те же обязательства, что были ранее.
Производитель, к примеру, обязан обеспечить поставку запчастей и возможность ремонта гаджета в течение срока его службы, а если этот срок не установлен, то в течение 10 лет с момента продажи. Если гаджет сломался (не важно, по чьей вине), а производитель не смог обеспечить его ремонт, можно требовать возврат денег, ссылаясь на ст. 19 закона «О защите прав потребителей».
Роспотребнадзор также отметил, что проблемы с ПО (например, отключение ранее работавших функций или отсутствие обещанных обновлений) могут расцениваться как существенный недостаток товара. В этом случае тоже можно требовать возврат средств.
Роспотребнадзор обратил внимание на то, что заявление зарубежных компаний о приостановке деятельности в России не снимает с них обязательств перед российскими потребителями. Для того чтобы отказаться от таких обязательств, им необходимо провести ликвидацию своего юрлица в России. Но даже в этом случае у потребителя есть право обратиться за требованием ремонта или возврата средств напрямую к изготовителю, то есть к зарубежной компании. Если в удовлетворении претензии будет отказано, можно искать защиту в суде, но нужно иметь в виду, что производитель может сослаться на санкции как на форс-мажорную ситуацию, и тогда суд может отказать в исковых требованиях.