8 апреля 1983 года — 35 лет назад — генеральным директором корпорации Apple стал Джон Скалли. Это назначение было победой Стива Джобса, считавшего Скалли своим другом и человеком, разделявшим его взгляды и стремления, обладающим ценными и крайне необходимыми для молодой корпорации опытом и талантами. Однако, дальнейшая история показала, что данное событие стало одним из крупнейших провалов как для самого Джобса, так и для Apple в целом.
Поколение Пепси
«Ты хочешь всю оставшуюся жизнь продавать сахарную воду или пойти со мной и изменить мир?» — именно этой фразой Стив Джобс после неоднократных попыток добился-таки от Джона Скалли согласия покинуть пост президента PepsiCo и возглавить Apple. И это далеко не было стремлением «помочь другу реализовать себя» — Джобс вообще не особо был склонен к подобным жестам, предпочитая видеть и использовать потенциал окружающих его людей ради достижения собственных целей, не взирая на дружеские с ними отношения и даже откровенно ими пользуясь.
Так во многом было и в данной ситуации. Компьютеры переставали быть «мудреной штукой для гиков», всё более превращаясь в продукт массового потребления в бизнесе, образовании, дома — появлялся новый вид бытового прибора, доступного и понятного обычному пользователю. А это означало, что и стратегия продаж должна измениться и стать рассчитанной далеко не только на радиолюбителей, программистов-энтузиастов и прочих членов компьютерных клубов, но в первую очередь на среднего потребителя. Была нужна массовая реклама, рассчитанная на обычных людей, стратегия продаж и прочая «магия бренда».
И Джон Скалли как никто иной подходил на роль проводника в новую эру потребления — это был человек, который сделал головокружительную карьеру в PepsiCo, сумев серьезно пошатнуть лидерство Coca-Cola благодаря свежим инновационным взглядам на маркетинг и рекламу. Всего лишь за десять лет (1967 – 1977) Скалли прошёл путь от простого стажера на фабрике газировки в Питтсбурге до поста президента всей корпорации. И это было ещё одно качество, так необходимое Джобсу — обладающий беспредельным авторитетом в деловых кругах «свой человек», способный найти общий язык с жадными до прибыли акционерами и партнерами Apple. Ведь чудаковатые гики с повадками хиппи воспринимались в бизнес-среде тех времен скорей с недоумением, нежели с восхищением, обычным в наши дни.
Джон Скалли согласился, чем удивил многих — променял президентский пост в уважаемой корпорации с почти столетней историей на управление технологическим стартапом, действовавшим во всё ещё чуждой для большинства отрасли, завораживающей перспективами, но пугающей их неопределенностью.
Это вам не газировка
Недавно Джон Скалли был вынужден публично признать: «У меня тогда не было достаточно опыта, чтобы оценить, насколько по-иному решаются управленческие вопросы, если вы сами формируете новую отрасль, как было в случае Билла Гейтса и Стива Джобса, а не конкурируете на устоявшемся рынке, где любая ошибка на вес золота». Это и было основным просчетом — новоиспечённый глава Apple не смог оценить важность неизбежных в новой отрасли рискованных и нестандартных решений. Вместо этого, вопреки ожиданиям Стива Джобса, он принял сторону совета директоров, стремящегося наоборот минимизировать риски ради увеличения текущей доходности. Такая позиция в итоге привела к целому ряду фатальных ошибок, из-за которых компания потеряла крайне важные для компьютерной отрасли 15 лет, уступив лидерство IBM PC и Microsoft.
Macintosh — переоцененный и недооценённый
Проект «Macintosh» был для Стива Джобса крайне важен по многим причинам. Тут было и стремление реализовать личные амбиции, и желание доказать консервативному совету директоров верность своего видения, и стремление это видение будущего компьютерной индустрии реализовать. Конкурентами данному компьютеру должны были стать разрабатывавшийся параллельно в недрах Apple экстремально дорой компьютер Apple Lisa (от работы над которым Джобса отстранили — это в итоге был вопрос личной мести), а также представленный 12 августа 1981 года IBM PC 5150 — прадедушка всех современных персональных компьютеров, который был достаточно громоздким, обладал неудобной для простого обывателя операционной системой с текстовым интерфейсом (всем ныне известная MS-DOS), но при этом стоил от $1565 в минимальной комплектации. Ответом должен был стать ярко рекламируемый, безупречный по дизайну, компактный, интуитивно простой и понятный для обычного человека компьютер. И, что главное, доступный — Стив Джобс хотел представить Macintosh потребителям по цене $1995 за компьютер, полностью готовый к работе «из коробки».
Но Джон Скалли решил иначе. Желание поскорее окупить беспрецедентные по тем временам затраты на рекламу привело к росту цены до $2495. Возможно, дополнительные 25% к стоимости и не были бы заметны на ценнике банки колы, но для компьютера в те времена это было фатальной ошибкой — в итоге Macintosh 128k, вызывавший поначалу восхищение у журналистов и потенциальных его покупателей, оказался слишком дорогим для его технических возможностей. От компьютера за такую цену ожидали значительно большего, что вскоре привело к волне критики и падению продаж.
И ты, Брут?!
Второй колоссальной ошибкой Скалли стало фактическое изгнание Стива Джобса из им же созданной компании Apple. Тот был раздавлен провалом продаж его детища и требовал снижения стоимости Macintosh за счёт компенсации расходов на рекламу из доходов от продаж Apple II — единственного на тот момент действительно успешного продукта компании.
Совет директоров был категорически против. Они предпочитали сохранить денежный поток от «синицы в руках», а не повышать затраты на плохо продающейся компьютер. Игнорируя тот факт, что Apple II стремительно терял актуальность, а Macintosh имел все шансы стать будущим корпорации.
На фоне провала Apple III и Lisa это казалось разумным. Если ты привык торговать «сахарной водой». И Джон Скалли стал на сторону совета директоров. Джобс попытался было устроить против Скалли «революцию», но в итоге сам был отстранён от управления проектом Macintosh и лишен возможности принимать хоть сколько-то значимые решения, в результате чего 16 сентября 1985 года предпочёл вообще уйти из Apple. «Я уверен, что на самом деле существовало решение, при котором мы оба остались бы в компании, потому что до критического момента были друзьями», — вспоминал позже Скалли. Но после данного «критического момента» дружбе пришёл конец, а предательства Стив Джобс так и не простил ему до самой своей смерти.
Фатальная уступка Microsoft
Ни для кого не секрет, как Билл Гейтс был вдохновлён графическим интерфейсом прототипа Macintosh, с которым он ознакомился в процессе работы его компании над Microsoft Office и другими программными продуктами, готовившимися для революционного детища Джобса.
Гейтс увидел громадный потенциал GUI и попытался убедить Apple лицензировать их новую операционную систему для прочих производителей компьютерной техники — он был уверен в том, что данная ОС способна стать стандартом индустрии.
Расчёт Билла Гейтса был прост: чем более распространённой будет система, тем больше копий программ под неё Microsoft сможет продать. Подразделением Macintosh на тот момент руководил назначенный туда Джоном Скалли Жан-Луи Гассе — тот самый, кто ранее настучал проинформировал совет директоров Apple о планах Стива Джобса сместить Скалли с поста. Новоиспечённый руководитель не поддался искушениям, и тогда Гейтс решил «построить свой луна-парк» — 20 ноября 1985 года была презентована Windows 1.01.
Руководство Apple было возмущено таким наглым «актом промышленного шпионажа» и пригрозило Microsoft судом. В ответ Гейтс выдвинул встречную угрозу: прекратить работу над программным обеспечением для компьютеров Apple, если его компании не будет предоставлена лицензия на концепцию и элементы дизайна графического интерфейса для использования в Windows. И Джон Скалли согласился, что само по себе ещё не было большой ошибкой — программы Microsoft существенно помогали в продажах. Правда, безвозмездная (!!!) лишенная территориальных либо временных ограничений передача прав на пользование столь ценной интеллектуальной собственностью — несомненно странное решение. Но самой большой ошибкой было другое: в лицензионном соглашении юристы Apple каким-то образом прошляпили одну важную строчку: «и всех будущих программных продуктов Microsoft».
Словом, Джон Скалли совсем не ожидал появления Windows 2.0, ставшей ещё более похожей на операционную систему Macintosh, да ещё и без всякого на то разрешения. 17 марта 1988 года он всё-таки подал на Microsoft в суд. Но 25 июля 1989 судья Уильям Шварцер вынес решение о том, что 179 из 189 указанных в иске элементов интерфейса используются Microsoft в полном соответствии с ранее заключенным лицензионным соглашением, а остальное не подлежит лицензированию вообще. Вот так хитрый Гейтс сокрушительно обставил «продавца газировки».
PowerPC, но не РС
В начале 90-х IBM предложил компании Apple совместно разработать собственный RISC-процессор на основе созданной в недрах IBM архитектуры POWER. Джону Скалли идея понравилась, и он предложил компании Motorola, традиционно снабжавшей Apple «камнями», присоединиться к проекту — так в 1991 году возник альянс AIM (Apple - IBM - Motorola) и линейка процессоров PowerPC.
На тот момент идея перевести продукцию Apple на созданный совместно с IBM процессор казалась крайне удачной — компания получила один из мощнейших процессоров на рынке, да ещё и сотрудничество с IBM — долгое время главным конкурентом Apple, чьё одно лишь имя уже служило рекламой продукции. Но впоследствии Скалли признал, что это была одна из крупнейших его ошибок — ведь уже тогда он мог предпочесть доминирующую на рынке по сей день продукцию Intel. Какими бы рискованным ни казались прекращение сотрудничества с Motorola и отказ от альянса с IBM.
Надо было вернуть Стива
«Надо было просто сказать ему: «Стив, давай посмотрим, как сделать так, чтобы ты вернулся и возглавил Apple». Я не сделал этого, и это ужасная ошибка с моей стороны. Сам не понимаю, почему у меня не хватило ума сделать все правильно. А скоро я и сам был уволен», — такое признание позднее сделал Скалли. Проведя более десяти лет на посту президента Apple он мог и хотел попытаться вернуть если не друга, то хотя бы основателя компании, но не сделал этого. 15 октября 1993 года и сам Джон Скалли был освобождён от должности. А компании предстояло ещё 4 года «смутного времени», пока творивший тем временем мультипликационную революцию Стив Джобс не занял своё по праву кресло руководителя Apple, получив наконец возможность доказать всем, что он был прав, а они ошибались.
Эпилог: помянем добрым словом
Конечно, нельзя сказать, что у Джона Скалли не было успехов, пусть порой спорных. К примеру, именно под его руководством в октябре 1991 была представлена достаточно успешная линейка ноутбуков Apple PowerBook, при разработке которых были учтены многие ошибки их предшественника — Macintosh Portable (1989). В итоге линейка PowerBook с самой первой серии стала стандартом для всего класса подобных устройств, просуществовав вплоть до 2006 года — презентации MacBook Pro с процессором Intel.
В том же 1991 году была представлена System 7 (Mac OS 7), ознаменовавшая переход к PowerPC процессорам. Система получила не только цветной обновленный интерфейс, практически не изменившийся вплоть до Mac OS X, но и ряд весьма существенных нововведений, включая и определенную совместимость с РС на уровне файловой системы и сетевых возможностей.
А чуть позднее появилась ещё и возможность превращать Мас в привычный PC за счёт PCI плат расширения с Intel х86 процессором — получался компьютер «два в одном». Первые подобные платы расширения были анонсированы в 1993, но поступили в продажу (в комплекте с MS-DOS 6.2 и Windows 3.1) уже на следующий год — после ухода Джона Скалли из компании. А ведь можно было просто перейти на Intel...
Также стоит упомянуть карманный компьютер Newton — именно Джон Скалли был движущей силой данного проекта и создателем самого термина PDA (Personal Digital Assistant). Компания потратила на разработку данного устройства около $100 млн, но представленный в 1993 году Newton MessagePad не стал успешным из-за опять-таки завышенной стоимости и сырого программного обеспечения, раздражавшего пользователей постоянными ошибками в распознании рукописного текста.
Этот финальный проект Скалли можно было бы назвать ещё одной его крупной ошибкой, но всё-таки нельзя не признать, что MessagePad был действительно революционным для своего времени продуктом. Конечно, вернувшийся в компанию Стив Джобс немедленно прекратил все работы над линейкой Newton, руководствуясь во многом стремлением избавиться от наследия «предателя», но многие наработки в итоге пригодились при создании новых продуктов Apple — iPhone и iPad.
Сам же Джон Скалли до сих пор не бросил сферу высоких технологий, принимая участие во множестве различных венчурных проектов. Например, некоторые могут вспомнить анонсированные им несколько лет назад бюджетные смартфоны Obi Worldphone. Правда, особой славы они не снискали. Но кто знает, что ещё можно ждать от бывшего президента Apple?
Канал iG в Telegram — t.me/iguides_ru