Фото: Unsplash
С 2022 года российский авторынок изменился. Раньше на нем преобладали японские, южнокорейские и европейские автомобили, которые зачастую собирались в России (либо для России); теперь же его наводнили машины из Китая.
Содержание:
- Что такое «азиатские близнецы»
- Почему их везут из Китая
- Основные минусы китайских версий Mazda и Toyota
- 1. Качество сборки
- 2. Гарантийные условия
- 3. Послепродажное обслуживание
- 4. Локализация (софт, комплектация)
- Мнения экспертов и автодилеров
- Альтернативы — что стоит рассмотреть вместо
- Заключение.
Что такое «азиатские близнецы»
Это автомобили известных брендов — тех же Toyota и Mazda — которые собираются в Китае по лицензии. Речь идет не о китайских заводах японских брендов или кобрендовых фабриках, а о машинах, к которым «материнский» бренд имеет отношение только на бумаге, а в реальности производством запчастей и их сборкой занимаются китайцы.Почему их везут из Китая

Фото: Unsplash
Факторов несколько — они связаны как с юридической, так и финансовой стороной автомобильного импорта. Есть и нюансы, связанные с логистикой и санкциями.
Начать с того, что привезти новую машину из Китая гораздо проще. Япония тесно сотрудничает с США и Европой и очень чувствительна ко вторичным санкциям: если западные страны обнаружат, что поставки оригинальных Toyota и Mazda продолжаются, их бизнесу придется очень плохо. То же самое относится и к зарубежным OEM-заводам: японские автобренды имеют к ним прямое отношение, а значит будут нести ответственность перед Западом даже за поставку машин, собранных в Китае.
Другое дело — производство за рубежом по лицензии. Японские компании напрямую не участвуют в деятельности таких заводов, они просто дают им разрешение собирать и выпускать машины, подпадающие под их авторское право и использующие лицензионные технологии. При этом сами бренды в этом производстве не принимают участия, не контролируют его и не являются их владельцами даже частично. А значит, не отвечают, кому и куда эти заводы потом продают машины.
Если вспомнить большую симпатию российских водителей к японским маркам вроде Toyota и Mazda, становится понятно — люди хотят продолжать их покупать. Но из Японии везти почти невозможно, поэтому оптимальный способ — закупка у китайских заводов.
Помимо этого, собранные в Китае машины (даже с известными шильдиками) зачастую обходятся дешевле японских — как в закупке, так и при оформлении, налогообложении и таможенной очистке. То есть, финальный розничный ценник выходит более привлекательным, а значит — больше шансов поскорее продать авто потребителю.
Основные минусы китайских версий Mazda и Toyota

Фото: Unsplash
Как уже было сказано выше, сборка машин по лицензии обычно не особо контролируется материнской компанией. Из этого вытекает часть минусов покупки таких авто. Но дело не только в качестве — разберем по порядку.
1. Качество сборки
Оно хромает, по сравнению с японской сборкой. Китайские заводы не просто осуществляют крупноузловую сборку — они сами производят детали и сами собирают из них автомобиль. В результате получается машина, внешне и по лейблу на руле похожая на оригинальный автомобиль, но внутри она может быть совершенно другой (хоть это и не подделка).Японские производители славятся жесткими стандартами сертификации и контролем качества на всех этапах производства и сборки. Качество материалов прокладок и сальников, состав сплава кронштейнов и петель, толщина кабелей в электропроводке, толщина металла и пластика, количество слоев краски на кузове — всё регламентировано и строго соблюдается.
В Китае производство хоть и высокотехнологично, но имеет более низкие стандарты качества. Завод может по своему усмотрению использовать более тонкий металл, другую электрику, свою трансмиссию, удешевленные электронные компоненты, тормозные диски и комплекты колодок похуже, утоньшенный слой шумоизоляции, в сравнении с тем, что рекомендует бренд. Другие моторы имеют больший расход и худшее охлаждение. Срок службы такого авто будет заметно меньше, чем у японской сборки.
А еще при сварке кузова могут применяться сплавы хуже японских, в результате устойчивость к ударам (то есть фактически безопасность водителя и пассажиров) у машины снижается — это показывают краш-тесты.
2. Гарантийные условия

Фото: Unsplash
Японские бренды, которые официально присутствовали в России, обычно предоставляли привлекательные условия гарантии на свои машины — хотя бы потому, что компания уверена в качестве своей продукции. Сейчас такой практики больше нет.
В настоящее время гарантию на автомобиль предоставляет автосалон или дилер, у которого вы его покупаете. Его обязательства, в свою очередь, зависят от двух факторов — российского законодательства и условий завода-сборщика авто. Если первое фиксировано и прозрачно, то второе выглядит неоднозначно.
Китайские заводы обычно не дают таких долгосрочных и привлекательных гарантий на авто, как японские бренды. Как сообщают профильные СМИ, в договорах с «китайцами» часто присутствуют ограничения, которые не особо понравятся потребителю.
3. Послепродажное обслуживание

Фото: Unsplash
Поскольку завод, получивший лицензию от Mazda или Toyota, обычно не закупает все запчасти у материнского бренда и сам решает сборочные вопросы, то и детали эти могут значительно отличаться от оригинальных. Более того, собранные в Китае машины зачастую конструктивно отличаются от японских — то есть, отдельные узлы спроектированы и собраны совсем иначе.
Отсюда возникает потенциальная проблема с обслуживанием и ремонтом. Если машина собирается всего на одном заводе и укомплектована уникальными запчастями, найти их в свободной продаже может быть очень сложно, либо совсем невозможно. Это логично: искать такие запчасти нужно там, где они производятся. А значит придется запрашивать их у завода-производителя, и смириться с ценой и сроками, которые он установит. В свою очередь, детали для оригинальных японских авто производят и продают множество фирм, поскольку они унифицированы и хорошо продаются.
Поскольку ожидание запчастей для собранных в Китае «японцев» может затягиваться на недели и месяцы, далеко не каждый сервис хочет с ними связываться. Другая проблема — найти редкого мастера, который знает устройство именно этой машины. Бывает, что отремонтировать автомобиль получится лишь у дилера, который вам ее продал — если к тому моменту он еще не закрылся.
4. Локализация (софт, комплектация)
Японские производители, собирающие машины для последующей отправки в ту или иную страну, обычно учитывают ее особенности климата, качества дорог и ландшафта.Вкупе с педантичностью и ответственностью японских заводов машина и ее двигатель получаются хорошо адаптированными под российские погодные условия (жара на юге и сильный мороз на Дальнем Востоке), а подвеска, коробка и тормоза — выносливой на дорожном покрытии с переменным качеством. Помимо этого, японские бренды ответственно подходят к локализации софта — например, к банальному переводу инструкций и пунктов меню на русский язык.
В машинах, собранных по лицензии в Китае, зачастую можно встретить «кривую» русификацию мультимедиа-систем. А еще они обычно не учитывают особенности страны назначения, поэтому машина служит меньше и ломается чаще. Самый простой пример — коррозия; на китайских дорогах усиленная обработка от ржавчины не нужна, а в России обязательна, но завод не заморачивается этим.
Мнения экспертов и автодилеров

Фото: Unsplash
Эксперты, опрошенные профильными изданиями, дают схожие оценки и советы. Они говорят, что автомобили с лейблами Mazda и Toyota китайской сборки по лицензии могут уступать по качеству японским машинам. Менее прочные сплавы, пластик салона в интерьере более жесткий и скрипучий, лакокраска менее стойкая, шумка слабее. Машины быстрее теряют презентабельный вид, появляются люфты, коррозия кузова со слабым антикором. А еще в таких авто зачастую менее прочные крепления деталей кузова и упрощенные системы безопасности.
Обычно знающие люди рекомендуют отдать предпочтение Toyota и Mazda японской сборки, чем китайской. Они считают, что лучше переплатить, но получить гораздо более качественную машину, которая прослужит долго. В некоторых случаях даже лучше выбрать подержанный авто японской сборки, чем новый автомобиль из Китая.
Альтернативы — что стоит рассмотреть вместо
Одну альтернативу мы уже назвали выше — подержанные автомобили японской сборки с небольшим пробегом и в хорошем состоянии. Также можно поискать на вторичном рынке машины Hyundai и Kia, они тоже хорошо себя показали за последнее десятилетие на российских дорогах. Но может быть вы хотите строго новый автомобиль — тогда можно рассмотреть другие варианты.- Solaris. Некогда очень популярные южнокорейские седаны и кроссоверы Hyundai Solaris, Creta и Kia Rio теперь производятся в России под единым брендом Solaris. Как заявляет завод, в машинах сохраняется оригинальное корейское качество, это иномарка в хорошем смысле слова.

Фото: AGR
- Китайские автомобили. Новые авто от Chery, Haval, Tank и Geely могут стать гораздо лучшим выбором, чем Toyota и Mazda китайской сборки. Такие машины производятся серийно, некоторые из них собираются в России с учетом местных реалий и имеют привлекательный ценник. С обслуживанием популярных моделей от именитых китайских брендов тоже не должно возникать больших проблем.

Фото: Haval
- Lada. Машины от «АвтоВАЗа» являются золотой серединой по цене и простоте обслуживания. Конечно, с 2022 года они значительно подорожали, но при этом остаются одними из самых доступных в РФ. Недавно представлен новый седан Iskra, который выглядит достаточно современно и продается от 1,2 млн рублей. А Lada Aura это более премиальный вариант.

Фото: АвтоВАЗ
Заключение
Если подытожить, то автомобили Toyota и Mazda, собранные в Китае по лицензии японских брендов, только внешне похожи на популярные и любимые россиянами модели.Внутри они могут отличаться как по качеству сборки, так и по части проектирования и сборки. Материалы там используются похуже, что сказывается на сроке службы машины, ее надёжности и безопасности ее эксплуатации. Комплектующие могут быть уникальными — это усложнит обслуживание и ремонт авто. Также бывают проблемы с локализацией и адаптацией.
Если вы всё же хотите приобрести такую машину, то стоит обратить особое внимание на автодилера — выбирайте компанию, которая давно работает на рынке, заработала хорошую репутацию и, скорее всего, не закроется в ближайшее время. При покупке внимательно читайте договор о постпродажном обслуживании.



