Решил вынести в отдельную статью одну из мыслей, которую писал в статье про iOS 12 и неоднократно упоминал в других материалах на сайте. Рынок смартфонов за последние два-три года очень сильно изменился, и если судить по линейкам устройств разных производителей — смысла в ежегодной замене устройств уже почти не осталось. Компания Apple решила не быть пассивным соучастником происходящих событий и открыто заявила о своем желании максимально увеличить жизненный цикл устройств во время презентации новых моделей iPhone.
Читайте: впечатления от презентации iPhone XS и Apple Watch Series 4
Лиза Джексон, вице-президент компании Apple по охране окружающей среды, взаимодействию с политиками и социальным инициативам, рассказала о планах максимального сокращения использования невозобновляемым ресурсов и снижение нагрузки на экологию при производстве смартфонов, аксессуаров и прочих продуктов. Если раньше наиболее заметные действия компании касались преимущественно собственного функционирования (Пресс-релиз: помещения Apple во всём мире теперь полностью переведены на возобновляемые источники энергии), и снижения вреда от производства и утилизации устройств, то теперь речь также зашла об ответственном потреблении.
Иллюстрация: кадр из презентации Apple
Лиза Джексон отметила, что компания планирует развиваться в трех направлениях: увеличения доли переработанных и возобновляемых ресурсов при производстве, экологичной утилизации устаревших продуктов, а также увеличения запаса прочности и жизненного цикла устройств. Последний пункт наиболее важен, поскольку уже сейчас мы можем видеть рекордную продолжительность поддержки старых смартфонов, планшетов и компьютеров Apple. Первые две модели iPhone были актуальны в течение двух лет, следующие две получили жизненный цикл в три года, затем два поколения получали обновления и поддержку на продолжении четырех лет, а теперь компания вышла на пятилетний жизненный цикл.
Почему именно компания Apple решила поднять вопрос ответственного использования гаджетов и увеличения срока их службы? Во-первых, финансовое положение позволяет ей принимать непопулярные для инвесторов решения (кто из них будет рад тому, что производитель хочет реже продавать людям новые продукты?) и обладает запасом прочности, чтобы диктовать свои правила. Во-вторых, компания получает прибыть не только от выпускаемых устройств, но также год за годом увеличивает доходы от сервисов, а значит, важнейшей задачей для нее становится удержание пользователя внутри экосистемы, а не только регулярная продажа новой техники. Практически никто из производителей не может позволить себе такое (исключение — китайские бренды на локальном рынке), поскольку для них единственная задача — продавать устройства, а доходы от их последующего использования получает Google.
Впрочем, экологическое геройство здесь сочетается с прагматичным подходом. Apple не останется в накладе даже если вы будете покупать у них новые iPhone всего лишь раз 3-5 лет
App Store, Apple Music, iCloud, iTunes, замены аксессуаров — все это в любом случае будет приносить доход. Если покупатель не может себе позволить каждый год или через поколение тратить деньги на новый iPhone — пусть он хотя бы остается пользователем сервисов, чем уйдет к производителю более доступных устройств. При этом сами смартфоны остаются более-менее удовлетворительными для нетребовательного пользователя. iPhone 5s после обновления до iOS 12 (напомню, оно дает значительный прирост производительности) по-прежнему подходит для активной работы с любыми приложениями, позволяет немного поиграть в какие-нибудь популярные, но не самые требовательные игры, да и камера его снимает сопоставимо с актуальными смартфонами в доступном ценовом сегменте.
Вопрос в том, как другие производители могут «ответить» на инициативу Apple. Пусть даже о планах увеличения жизненного цикла заявил не Тим Кук, а вице-президент по экологии, эти слова главы прочих компаний не могут не воспринимать всерьез. На самом деле проблема основного источника дохода едва ли поможет им заявить о таком же направлении развития, но все-таки рынок уже начал меняться. Если несколько лет назад существовало очень четкое деление на бюджетники, средний ценовой сегмент и флагманы, то сейчас границы стираются и остается все меньше различий между смартфонами за 30-50 и 50-70 тысяч рублей.
Улучшение технических характеристик становится все менее значимым для пользователей
Требовательность выполняемых на смартфоне задач не увеличивается пропорционально приросту мощности. Судите сами, процессоры Qualcomm Snapdragon 6XX в среднем ценовом сегменте позволяют комфортно играть во что угодно (пусть и не с максимальными настройками графики), камеры недорогих смартфонов типа Xiaomi Mi8 попадают в топ рейтинга DxO Mark, флагманские процессоры начинают использоваться в более дешевых устройствах. Pocophone на топовом Snapdragon 845 продается в России всего за 26 000 рублей, примерно столько же просят за Honor 10 с шикарной камерой, а еще Huawei начинает использовать свой самый мощный процессор Kirin 970 сразу в нескольких смартфонах вне флагманской линейки.
Иллюстрация: Honor 10
В итоге смартфоны среднего и высшего ценовых сегментов активно сближаются по многим параметрам типа производительности или качества съемки, а флагманы нового поколения предлагают не так много изменений по сравнению с текущими. Ситуация едва ли изменится без радикальной смены концепции смартфонов и появления для них принципиально новых требований и задач. Бюджетники и середнячки будут активно догонять флагманы и по очереди перенимать их технологии, а топовые смартфоны не смогут каждый год давать покупателям действительно веские причины тратить деньги. Наверное, это даже не плохо. Немного скучно, но точно не плохо.