На прошлой неделе мы разобрались с несколькими распространенными мифами о гарантии на мобильные устройства, а сегодня ответим еще на несколько вопросов.
Каким может быть минимальный срок гарантии?
Минимальный срок гарантии законом не определен, но производители смартфонов и планшетов, как правило, не скупятся и гарантируют работоспособность своих товаров как минимум в течение года. Некоторые магазины вместе с товаром продают дополнительную гарантию, которая увеличивает срок действия основной еще на год или два. Покупать ее или нет — ваше дело, но если вы все же решились, загляните в гарантийный талон устройства — случается, что магазин изначально дает не такую гарантию, как там написано (например 12 месяцев вместо 24). Это незаконно, гарантия не может быть меньше той, которую установил производитель, так что иногда докупать дополнительную нет смысла. Если товар сломался, то гарантия продляется на то время, которое он находился в ремонте, а если вам поменяли товар на новый — гарантия исчисляется заново. Если срок гарантии на товар не указан (бывает и такое), он автоматически считается равным двум годам. Так написано в пункте 1 статьи 19 ФЗ «О защите прав потребителей».
Нужен ли чек при возврате товара?
Почти все магазины при приеме бракованного товара требуют показать чек. Делать это необязательно, согласно пункта 5 статьи 18 ФЗ «О защите прав потребителей» вы можете доказать факт покупки иным способом. Это могут быть показания свидетелей, а если оплата была произведена по банковской карте — выписка из банка или скриншот оплаты из мобильного клиента банка. Также можно попросить поднять финансовые документы за тот день, когда вы купили товар, назвав примерное время покупки и цену.
При возврате денег за бракованный товар некоторые магазины просят указать покупателя паспортные данные и адрес проживания, но не предупреждают, что делать это необязательно. На бланке продавца или в заявлении на возврат можно указать, что вы отказываетесь предоставлять эти сведения, причину приводить не нужно.
Какая гарантия действует при покупках через интернет?
При покупке товара в российском интернет-магазине действует та же гарантия, как если бы вы купили его в обычной торговой точке, но есть несколько тонкостей, о которых продавцы предпочитают умалчивать. Во-первых, продавец должен предупредить вас о том, что вы вправе вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней после того, как вы его получили. Если такого предупреждения в письменной форме не было, вы имеете право вернуть товар в течение трех месяцев. При этом вам придется оплатить расходы продавца по доставке и оплатить обратную доставку. Вещь должна сохранить товарный вид, то есть выглядеть как новая.
Во-вторых, если вы оплатили покупку, но доставка по какой-то причине задерживается, вы можете потребовать возмещение. Срок доставки в обязательном порядке должен быть указан либо при заключении договора у представителя интернет-магазина, либо на сайте во время оформления заказа. Согласно пункта 3 статьи 23.1 ФЗ «О защите прав потребителей», за каждый день просрочки доставки магазин обязан вернуть вам полпроцента суммы предварительной оплаты товара. Итоговая компенсация не может превышать сумму предоплаты.
Действует ли гарантия на серый товар?
С серым товаром все немного сложнее, чем с ввезенным легально. За возвратом денег за бракованную вещь придется обращаться к продавцу, и лучше это делать в форме заказного письма. За ремонтом можно обращаться к продавцу или в выбранный им сервисный центр. Некоторые производители смирились с продажей серого товара и ремонтируют свои устройства в любой стране, невзирая на то, где была совершена покупка. Срок гарантии должен быть указан в фирменном гарантийном талоне производителя, продавец опять же не имеет права его занижать.