«Технологии не спасут человечество. Его спасут люди.»

Мэтт Хейг

«Проще всего управлять обществом, члены которого отвергают саму идею объединения.»

Стивен Кинг. Темная башня

Для многих геймеров Deus Ex: Mankind Divided стал одним из самых ожидаемых релизов 2016 года, и я в их числе. Это как раз тот случай, когда на вопрос «а готовимся ли мы вообще купить эту игру?» можно еще в самом начале материала ответить громогласным «ДА». Будучи сиквелом к получившей международное признание критиков Deus Ex: Human Revolution, Mankind Divided снова забрасывает нас в темный футуристичный и киберпанковый мир в шкуре уже знакомого протагониста — Адама Дженсена. Впрочем, многое изменилось.

Новая часть Deus Ex подхватывает историю спустя два года после трагического Дня «Аугов» (механически усовершенствованных или же «аугментированных» людей). Для тех, кто подзабыл детали, спешу напомнить: к 2027 году золотой век аугментаций достиг своего апогея — с их помощью бесчисленное количество нуждающихся людей по всему миру смогло вернуться к полной жизни. Но трагедия не заставила себя ждать — не по своей воле, но из-за чужого таинственного влияния «аугов» внезапно охватил массовый психоз. Не в состоянии контролировать агрессию, они убили миллионы людей.

С тех пор общество раскололось на две части, и из-за нарастающего с обеих сторон напряжения, правительство было вынуждено силой изолировать всех тех, у кого имелись смертоносные механические конечности. Больше половины всего человечества оказалось в обнесенных колючей проволокой специальных кварталах. Шел 2029 год.

Теперь мир не просто на грани войны — она уже разгорелась взрывами под руководством террористических группировок «аугов», борющихся против сегрегации и геноцида собратьев. Адам Дженсен теперь один из специальных агентов Интерпола, чья задача — обезвредить отступников. Однако вся серия Deus Ex изобиловала возможностями изменить своим изначальным союзам, а в Mankind Divided наш главный герой сразу выступает в роли двойного агента. Сотрудничая с группой хакеров, он стремится к исполнению своей главной цели — выведению на чистую воду Иллюминатов, обнаруженных им в прошлой части.

К сожалению, Eidos Montreal подтвердили, что в игре не будет возможности импорта сохранений из Human Revolution. Те игроки, которые прошли ее, знают, что концовки могли довольно существенно различаться. Но по решению разработчиков, нарратив Mankind Divided включит в себя сразу несколько сюжетных веток  Human Revolution, объединяя их в общий для всех сценарий. То, что произошло в Панхее больше не имеет значения, а вся правдивая информация об Инциденте «Аугов» была искажена или утеряна.

Вот уже больше десятка лет серия Deus Ex муссирует проблемы ксенофобии. Бесспорно, они остаются актуальными в современных реалиях, а потому Mankind Divided обязательно найдет могучий отклик в сердцах тех, кому эти вопросы не безразличны. Но заключительную часть трилогии стоит ждать не только за противоречивую моральную подоплеку и многовариантный сюжет.

Игровой процесс не то, чтобы был переосмыслен, скорее уж «аугментирован». В последней части Адам Дженсен предстает настоящим «deus ex machina» — по ходу действия нам рассказывают о том, что в его теле были обнаружены доселе невиданные усовершенствования, делающие его настоящей машиной для убийств. Об этом стоит постоянно помнить, ведете ли вы скрытное прохождение или же боевое: в мире людей, вы — бог.

Изображение 1

Mankind Divided по прежнему объединяет в себе элементы шутера от первого и третьего лица, RPG-подобную систему улучшений и целые диалоговые древа социальных взаимодействий. Ключевая фишка — каждое из ваших действий и решений будет иметь влияние на окружающий мир. Одной из лучших особенностей  Human Revolution была огромная вариативность разрешения ситуаций в зависимости от выбора вооружения, стратегии поведения и тактики ведения боя. В Mankind Divided эта особенность эволюционировала.

Прежде разработчики всегда поощряли «стелс-прохождение» Deus Ex — каждую из частей серии можно было пройти незамеченным и без единого убийства; Mankind Divided — не исключение. Арсенал «ниндзя»-Дженсена пополнился электрошоком, вырубающим до четырех противников. Значительным улучшениям подверглось управление: благодаря движку Адам двигается настолько плавно и отзывчиво, что теперь ваши ошибки являются результатом ваших действий, а не попыток укротить неуклюжего аватара.

«Бойцу»-Дженсену тоже есть, чем похвастать. Eidos Montreal не только подарили ему множество новых игрушек и техник, но и удостоверились, что простора для маневра будет достаточно. Уровень энергии теперь не ограничивает ваши возможности так сильно, как в  Human Revolution, а проводить целые комбо из аугментированных действий — настоящее удовольствие. Вишенкой на торте здесь выступает Icarus Dash (чуть менее гибкий и неожиданный аналог Blink'а из Dishonored), позволяющий как ворваться в толпу ничего не подозревающих врагов, открыв затем по ним огонь, так и незаметно проскользнуть мимо них. А для любителей полного хаоса и рубилова в арсенале Адама появился непробиваемый на несколько мгновений щит.

Изображение 2

Впрочем, все эти нововведения вряд ли стоили бы внимания, если бы Mankind Divided не была «аугментирована» и по другим параметрам. Переоснащенный Дженсен не был бы так прекрасен, если бы не полное переосмысление дизайна игровых уровней. Развернуться есть где, и если левел-дизайн  Human Revolution представлял собой серии «коробок», объединенных коридорами, то в Mankind Divided он скорее напоминает пронизанный дырами швейцарский сыр. К примеру, одна из игровых локаций, театр в Праге, имеет целых четыре доступных входа — на крыше, с аллеи, с боковой улицы и из канализации. Когда миссия приводит вас к необходимому месту, плавно слитому с окружающей средой, это выглядит гораздо живее четкого начала и конца с обязательным загрузочным экраном.

Приятно видеть, что к концу трилогии Адам Дженсен наконец-то смог принять себя. Он никогда не просил безграничной силы, что дают ему аугментации, но по крайней мере в Mankind Divided больше не корит себя за нее. Он доволен своим предназначением оружия — как ведомого организациями, удерживающими на грани мир, погрязший в войне с самим собой; так и следующего собственной воле и наносящего хирургически точные удары в сердце глобальной конспирации.

Deus Ex: Mankind Divided затянет вас за собой в параноидальную, антиутопичную действительность, от которой оторваться будет практически невозможно. Переполненная слоями моральных дилемм, она способна повергнуть в стыд даже луковицу, а для меня еще точно станет одним из лучших примеров игр, которые можно посоветовать тем, кто до сих пор считает их чем-то несерьезным. Она ведь не просто развлекает увлекательным геймплеем, но заставляет задумываться.

Deus Ex вполне может быть франшизой, которой уже целых 16 лет, но попробуйте назвать мне более современную и актуальную во всех смыслах игру, чем Mankind Divided.