В период когда реальность меняется стремительнее чем хотелось бы, все чаще появляется желание остановиться, выдохнуть, и не думая ни о чем, методично лицезреть что-нибудь красивое. Эстетика — большой, но не единственный лоскут того, из чего соткано полотно о киллере в исполнении Киану Ривза. В этом обзоре я расскажу без спойлеров, почему «Джон Уик 4» стоит смотреть даже тем, кто успел разочароваться во франшизе.
Один в поле воин
Появление Джона Уика в 2014 году можно было легко пропустить. Если мне не изменяет память, фильм тихонечко прошел мимо кинотеатров и вышел на цифровых платформах только через год. Кроме того, на тот момент послужной список ролей звезды «Матрицы» был весьма посредственным зрелищем и вызывал в лучшем случае зевоту («47 ронинов»), в худшем — оторопь («Кто там?»). Однако в сети начали мелькать восторженные отзывы о новом боевике категории «Б».
«Джон Уик» стал дебютной работой Чада Стахельски и не вызывал восторга, связанным с актерской игрой. Сюжет, завязанный на теме мести, был второстепенным обязательством. Погибшая жена, убитый пёсель, всё это лишь повод, чтобы разозлить бывшего киллера и устроить виртуозное, бездумное, но красивое «мочилово». И как показало время, режиссер не прогадал. Нерафинированный экшен и минимум драматургии зашли зрителю, который утомился от серьезных лиц и моральных дилем в развлекательном кино. Народ требовал хлеба и зрелищ, а «Джон Уик» готов был преподнести всё это в красивой подарочной упаковке. Так франшиза получила второе, а за тем и третье продолжение, об успехе которых еще можно поспорить, но об этом позже. Четвертая же глава решила нарушить правила, созданные самой собой.
Первая причина: «Джон Уик 4» — это картина мечты
Визуальная часть картины — это Николас Виндинг Рефн («Неоновый демон», «Драйв») под стероидами. Каждый кадр вызывает неподдельный восторг и заслушивает место на рабочем столе в качестве заставки или огромной картины в доме. Золотистый закат Парижа, нежно-розовые оттенки опадающей сакуры, неоновая жизнь закрытых клубов, бликующая сталь клинков и матовых вагонов метро — перечислять можно очень долго. Стахельски не стесняется выкручивать «ручку» контраста до упора и экспериментировать с фильтрами. Результат — очень стильная и эстетически приятная картинка, оторваться от которой просто невозможно.
Вторая причина: «Джон Уик 4» — это аттракцион мечты
Если быть точнее — это американские горки протяженностью в 2 часа 50 минут. Как и стоя у входа на какой-нибудь безумный аттракцион, хронометраж фильма пугает. Повествование начинается не спеша, разгоняя вагончик со зрителем. Первый подъем, небольшая пауза, и вот вы уже стремительно несетесь вертикально вниз. Остановок не будет, но режиссер умело дает перевести дух, нажимая на сюжетные тормоза. В отличие от предыдущих частей, «Джон Уик 4» — это четко выверенный ритм. Затяжные перестрелки знают меру и в качестве отдыха подкидывают развитие истории или знакомство с новыми персонажами. Впрочем, это временно — впереди очередная петля или резкий поворот.
Третья причина: «Джон Уик 4» — это компания мечты
Почти на протяжении всей серии, рядом с Киану Ривзом нет-нет, да появлялись знакомые лица. В первом фильме засветился Уильям Дефо («Святые из Трущоб», «Маяк»), во втором — Лоуренс Фишбёрн («Матрица», «Ганнибал»), в третьем — Холли Берри («Пароль: «Рыба-Меч», «Готика») и Марк Дакаскос («Двойной дракон», «Шанхайский связной»). Однако все они были крайне невнятно прописаны и быстро забывались. Исключением стал лишь «Морфеус», который стал подпольным помощником киллера. «Джон Уик 4» заметно расширил не только количество, но и качество персонажей. Сходу нас знакомят с заносчивым Маркизом и главным антагонистом части в исполнении Билла Скарсгарда («Оно», «Варвар»). За головой Уика охотятся Донни Йен («Ип Ман», «Блейд 2») в роли слепого Каина и Шамир Андерсон (примечательных ролей нет) наёмник-одиночка, любящий собак не меньше Джона. В короткой, но колоритной роли владельца отеля Континенталь в Осаке выступил Хироюки Санада («Мортал Комбат», «Мир Дикого Запада»). Все они имеют ярко-выраженый и запоминающийся характер, а не роль для галочки.
Четвертая причина: «Джон Уик 4» — это саундтрек мечты
Тот случай, когда даже перечисление композиций может быть спойлером. В котором я никак не могу себе отказать, но сделаю это очень аккуратно. В Париже даже у киллеров есть своя радиостанция и местный диджей. Как только начинается вещание, на экране происходит, одно из самых длинных сражений, что мне доводилось видеть. И оно по своему уникально. Череда треков сопровождается смертельной хореографией перед финальной схваткой, повышая градус напряжения. И когда думаешь, что Баба Яга на фоне парижской Триумфальной арки яростно вминает армии убийц под трек Hate or Glory от Gesaffelstein — это апогей крутости, то нет. Это только начало.
Пятая причина: «Джон Уик 4» — это игра мечты
Речь идет не об актерской игре. «Джон Уик 4» — это фильм, который так и просит игровую адаптацию. Максимально динамичный экшен, с потрясающей графикой и без загрузок. Здесь есть боссы, мини-боссы и периодические брифинги перед самым пеклом. Чад Стахельски будто врубает чит-код на бессмертие, бесконечное оружие и жестоко отбирает у игрока геймпад (или мышь). Один из финальных эпизодов (вы точно поймете какой), настолько мощно передает дух олдскульных шутеров, что отсутствие одноименной игры кажется формальным преступлением перед геймерами.
Вердикт
«Джон Уик» под управлением Чад Стахельски прошел почти десятилетний путь. Стоит отдать должное, что за это время режиссер не изобретал велосипедов, а вдумчиво модифицировал то, что уже хорошо работает. Эволюцию проследить несложно. Первый фильм произвел впечатление сам по себе: динамикой, трюками, простотой восприятия. Второй — расширял лор и множил всё то, за что полюбилась первая часть. Третья глава немного перегнула палку и напрашивалась на фразу «горшочек не вари». «Джон Уик 4» — это тщательная работа над ошибками и отточенный баланс, вкупе с мастерской операторской работой. Как итог — это идеально выверенное попкорновое кино, которое почти на 3 часа уносит во времена старых добрых боевиков. А возможность посмотреть такой проект на большом экране — это просто мечта.