На днях вышли финальные серии анимационного альманаха ужасов, созданного по мотивам произведений русских авторов. Посмотрев все эпизоды за один заход, мы смело подводим итоги и делимся впечатлениями о проекте, который в сети окрестили нашим ответом на «Любовь, Смерть + Роботы». Забегая вперед, могу ответить на один из главных вопросов — сходства с сериалом от Netflix практически нет.
«Красный состав» ≠ «Любовь, Смерть + Роботы»
Как и многие современные короткометражные проекты, каст собрался международный. На этом, пожалуй, аналогии с сериалом от Netflix заканчиваются. Насколько «Красный состав» можно считать отечественным, ответить сложно. Все режиссеры — зарубежные. Однако пробегаясь по строчкам финальных титров замечаешь немало российских имен в разном процентном соотношении. Среди них даже можно найти Артемия Лебедева в качестве дополнительного графического дизайнера, но это может быть простым совпадением.
Страшно?
Каждый эпизод длится от 13 до 20 минут. Стилистика разнообразна — привычная двумерная рисовка преобладает, но встречается и 3D-анимация, и приемы ротоскопии, и даже ручной стоп-моушен. Наблюдать за изобретательностью авторов интересно. А вот с подачей материала все немного сложнее. Но это мое сугубо личное мнение, на основе которого я выставил оценки по пятибальной шкале.«Дочь крысолова»
За основу взят рассказ Александра Грина «Крысолов». На улицах Петрограда, охваченного революцией встречаются Нина и Антон — противоположные в своих политических взглядах молодые люди. Столкновение с большевиками заставляет парочку пуститься в бега и спрятаться в пустом доме, где они видят необычное восстание грызунов. На помощь беглецам приходит отец девушки, бывалый охотник на тварей.
Серия отдает нуарными оттенками — черно-белые кадры с вкраплением красных цветов повязок, платков и крови. Повествование с плавного вступления резко переходит в сплошной экшен, зачастую нарочитый и рваный. Те, кто знаком с первоисточником сразу заметят важное расхождение. Крысы, олицетворяющие буржуазию у Грина, превратились в отсылку на коммунистическое общество, что меняет саму суть рассказа.
Над эпизодом работали канадские режиссеры Джим Брайсон и Адам Джеффкоут. Ранее дуэт трудился над сценарием двух сезонов мультсериала «Нико и Меч света», вышедшего в период с 2015 по 2019 года.
Оценка: 3 из 5
«Семья вурдалака»
Серия создана по одноименному рассказу Алексея Толстого. Легкомысленный маркиз д’Юрфе держит путь в заснеженную Россию через Сербию. По пути он встречает священников, которые предупреждают его о неведомой опасности, скрывающейся в лесах. Местный житель уговаривает его переждать метель в тепле и безопасности. Путник принимает приглашение. С наступлением сумерек в дом начинает ломиться нечисть и семейство крестьян пытается дать отпор чудовищам.
Анимация второго эпизода похожа на работы французского художника середины 20-го века Эрже («Приключения Тен-Тена»). Мрачный и наполненный славянской мифологией рассказ превратился в некий фанфик с черным и не всегда смешным юмором. Как и в первой серии, все скатывается в показательную безатмосферную резню с погоней от тварей.
Режиссером адаптации стал Сэм Чжоу из Канады, наиболее известной работой которого стал анимационный мини-сериал «Преступность».
Оценка: 2 из 5
«Можарово»
Рассказ Дмитрия Быкова «Можарово» переправляет нас на поезде в альтернативное Замкадье. Начинающий журналист отправляется снимать репортаж, в котором хочет освятить правду о жителях, живущих за пределами Москвы. Вместе с ним едут пресса, рэпер и богатые предприниматели. Цель их приезда — торжественно, на камеру, передать груз с гуманитарной помощью жителям провинции. Юноша задерживается в вагоне и наблюдает шокирующие события, которые заставляют его пересмотреть свои взгляды на истину.
Эпизод выполнен с применением ротоскопии — подобная техника использовалась Ричардом Линклейтером в «Помутнении» и «Пробуждении жизни». Эпизод стал первым наиболее близким как источнику, так и к жанру хоррора, который делает упор на психологизм и суть материала, а не на динамичные события в кадре.
В режиссерском кресле оказались канадец Меттью Лайон и Алексей Климов, проживающий в Германии. Первый известен по сценарию детского мультфильма «Стражи Арктики» 2019 года, второй — работал над созданием российского аниме «Первый отряд».
Оценка: 4 из 5
«Лесной царь»
В далеком мире технологического будущего доступно всё, но только за кредиты. Отец Леши не может позволить роскошно жить среди современного общества. Манимый развлечениями, сынишка погружается в виртуальную реальность, где правит Лесной Царь. Правила игры незаметно превращают ребенка в бездушный цифровой аватар.
В данном случае баллада Гёте «Король Эльфов» пережила дважды вольную интерпретацию — в виде стиха Василия Жуковского и эпизода «Красного состава». Пожалуй самый драматичный эпизод из всего цикла. Но и в нем не обошлось без спорных моментов. Создатели делают упор на исключительно пагубное влияние цифровых технологий и ничего не рассказывают о том, как человечество докатилось до жизни такой. Плюсом стало смешение 2D и 3D анимаций, которые визуально разделяют суровую реальность и не менее суровый виртуальный мир.
Еще один канадский участник альманаха. В отличие от других режиссеров Любомир Арсов сотрудничал с Netflix в процессе создания сериала «Хи-Мэн и Властелины вселенной».
Оценка: 4 из 5
«Князь»
По произведению Дмитрия Тихонова «Беспросветные». В мире войн и болезней, власть над разбитыми остатками человечества оказывается в руках тиранов. Один из них — Князь — отправляется со своей бандой в разбойничий рейд по окрестным местностям, кишащим кочевниками-мутантами. Попав в засаду кочевников, Олег, прослывший местным дурачком, оказывается единственным выжившим из всего отряда. Впереди его ждет ряд тяжелых испытаний, которые проверят его смекалку и милосердие на прочность.
Если взять вселенную «Безумного Макса», поместить туда образ славянских богатырей и сдобрить капелькой психоделической рисовки, получится «Князь». Этот эпизод не имеет ничего общего с первоисточником и лишен всякого смысла или хотя бы намека на полноценный сюжет. Самая слабая серия из представленных в альманахе.
Участие в «Красном составе» стало дебютом японского режиссера Хирофуми Накада. Помогал ему упомянутый выше Алексей Климов.
Оценка: 2 из 5
«Гробовщик»
Адаптация мрачного рассказа Александра Сергеевича Пушкина о том, что неизбежно случится с каждым. Молодой Адриан женится на дочери гробовщика и наследует его дело — похоронное бюро. Чтить усопших и наслаждаться жизнью — его главное кредо. Но смерть жены вносит свои поправки и герой с головой погружается в работу. Теперь его главная цель — благополучие дочек. Все остальное — неважно.
Пожалуй, самая интересная с технической стороны и сюжетно достоверная история из всего сериала. Здесь нет трехмерных анимаций, все сделано вручную. Персонажи — это бумажные фигурки, ожившие при помощи технологии стоп-моушен. Кроме того, автор гармонично добавил предысторию главного героя, не исказив основную линию рассказа.
Сергей Кибус срежиссировал отличное завершение антологии хоррора и практически стал дебютантом с аниматорской работе. За плечами эстонца только документальный филь «Голуби», датированный 2012 годом.
Оценка: 5 из 5
Ожидание/Реальность
«Антологии русского хоррора» оставляет неоднозначное впечатление после просмотра. Вроде альманах ужасов призван пугать зрителя, но на деле релизный трейлер оказывается интереснее и страшнее всего сериала. Более того, после просмотра возникает вопрос: «А для кого это все?». Ценителям классической литературы вряд ли понравятся столь вольные пересказы произведений. Для современных читателей материала преступно мало. Даже жанрово «Красный состав» сложно отнести к хоррору, слишком все мягко и даже по-детски.
Обидно, что идея действительно хорошая. Мрачность выбранных рассказов не вызывает претензий, но то ли зарубежные авторы недопоняли их суть и атмосферу, то ли создатели сериала попытались усидеть сразу на нескольких стульях в вагоне «Красного состава». На протяжении всего цикла меня не покидало ощущение, что снято это не нами и не для нас, а фамилии русских писателей просто очередной PR-ход. Как итог — смотреть было неинтересно и спасала только мысль, что процесс затянется не на долго.
Тем не менее, стоит похвалить создателей хотя бы за попытку. Рулевые проекта Алексей Климов и Юрий Степанов (на фото сверху) проделали огромную работу по подбору каста для создания мини-сериала. Любопытно, что по их словам идея родилась раньше выхода сериала «Любовь, Смерть + Роботы». Но даже оглядываясь на западных коллег чуда не произошло. Будем надеяться, что авторы будут развиваться и вновь вернутся управлять «Красным составом» с более осознанным пониманием, куда должен следовать этот поезд. Самостоятельно ознакомиться с сериалом можно в онлайн-сервисах «Кинопоиск» и more.tv