
Фото: Unsplash
Российские законы регулярно дополняются и уточняются, и правила дорожного движения — не исключение. В 2025 году были приняты ряд поправок к действующим правилам и введены новые, которые касаются автомобилей, пешеходов и пользователей СИМ (электросамокаты, моноколеса и так далее).
Содержание:
- Новые правила для средств индивидуальной мобильности (СИМ)
- Прочие изменения в ПДД
- Мнения экспертов
- Заключение.
Новые правила для средств индивидуальной мобильности (СИМ)
Этот относительно новый вид транспорта очень быстро набрал популярность и даже стал создавать проблемы на городских улицах — в основном из-за правовой незарегулированности и отсутствия какого-либо контроля.Что относится к СИМ
Чаще всего это электросамокаты — арендные и собственные — но не только. По закону под СИМ (средства индивидуальной мобильности) подпадают транспортные средства с одним или несколькими колесами для передвижения одного человека, оснащенные двигателем любого рода, в том числе электрическим. Например:- электросамокаты
- моноколёса
- гироскутеры
- сигвеи
- электроскейтборды.
Этот перечень не окончательный, закон позволяет его дополнять, так как в нем указано «и иные аналогичные средства». По правилам на СИМ запрещено перевозить пассажиров и грузы. Чтобы для его управления не нужно было получать водительское удостоверение, мощность мотора не должна превышать 0,25 кВт.
Ограничения по скорости

В 2025 году передвигаться на СИМ быстрее чем 25 км/ч (а если подвергает опасности или создает помехи пешеходам — быстрее скорости пешеходов) запрещено. Это способствует безопасности граждан, так как ездят электросамокаты и другие устройства по пешеходным зонам — по правилам, двигаться по дороге они могут только если нет других вариантов, а на шоссе и магистрали со скоростью потока более 60 км/ч им вообще нельзя выезжать.
Требования к устройствам
На любом средстве индивидуальной мобильности должны быть установлены следующие элементы:- Фары
- Стоп-сигнал
- Тормоза
- Звуковой сигнал.
Максимально допустимый вес для СИМ — 35 кг, а мощность двигателя — до 0,25 кВт. Если цифры превышаются, то устройство считается мототранспортом; его нужно ставить на учет, а к управлению допускаются только водители с открытой категорией «М».
Возрастные ограничения

Фото: Unsplash
Теоретически на СИМ можно ездить в любом возрасте, но есть ряд ограничений.
Так, дети до 7 лет могут передвигаться на них только в пешеходной зоне и в сопровождении взрослых. Дети возрастом 7-14 лет получают право ездить не только по тротуарам и пешеходным зонам, но и по велосипедным дорожкам.
Лица старше 14 лет передвигаются по тротуарам, пешеходным зонам, велодорожкам, проезжей части велосипедной зоны, по обочине дороги либо по правому краю проезжей части дороги при отсутствии других вариантов.
Два последних варианта разрешаются, если СИМ оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди, и НЕ допускаются, если на дороге разрешено движение быстрее чем 60 км/ч.
Прочее
Текущим летом некоторые города и регионы России начали вводить запрет на использование и парковку СИМ. На момент публикации статьи в их числе Благовещенск Амурской области и Елабуга Республики Татарстан, запрет действует с 14 и 15 июля 2025 года соответственно.Для пересечения проезжей части по зебре нужно спешиться — двигаться по пешеходному переходу на СИМ запрещено. Также при управлении таким гаджетом нужно держаться за руль (при его наличии) хотя бы одной рукой, а также запрещено использовать мобильник.
Прочие изменения в ПДД

Самые заметные — в области штрафов и госпошлин. Условия значительно поменялись.
Изменения в штрафах
В 2025 году были увеличены их размеры за многие нарушения ПДД — в среднем в полтора раза. Например:- Превышение скорости на 20-40 км/ч — 750 рублей вместо 500 рублей
- Превышение скорости на 40-60 км/ч — 1500-2250 рублей вместо 1000-1500 рублей
- Непристегнутый ремень безопасности — 1500 рублей вместо 1000 рублей
- Выезд на встречную полосу — 7500 рублей вместо 5000 рублей.
Также изменилось взыскание за повторное отсутствие ОСАГО — 5000 рублей, и за превышение скорости более чем на 80 км/ч — 7500 рублей. Еще за отказ остановиться по требованию сотрудника ГИБДД теперь может быть назначен штраф от 7 до 10 тысяч рублей вместо прежних 800 рублей. За непропуск «скорой помощи» или полиции тоже придется заплатить больше обычного.
С марта 2025 года в некоторых регионах России запущены и работают автоматические системы проверки наличия ОСАГО через дорожные камеры. Это тестовый режим, а до конца 2025 года система может быть распространена на все регионы.
Изменились также сроки льготной оплаты и размер самой льготы. До 2025 года можно было закрыть штраф в течение 20 дней со скидкой 50%, а потом пришлось бы выложить полную сумму. Теперь же срок действия вырос до 30 дней, но сама скидка уменьшилась до 25%. Таким образом самый низкий штраф (превышение 20-40 км/ч) со скидкой теперь составляет не 250 рублей, а 562,5 рублей.
Оспорить штраф с камеры теперь можно онлайн в приложении «Госуслуги». Как это сделать, мы рассказали вот здесь.
Изменения в госпошлинах

С 1 сентября 2025 года вступают в силу новые увеличенные госпошлины для различных государственных услуг, связанных с владением и управлением автомобилем. Например:
- Получение водительского удостоверения — 4000 рублей вместо 2000
- Получение ВУ нового поколения — 6000 рублей вместо 3000
- Получение бумажного СТС — 1500 рублей вместо 500 рублей
- Получение ПТС — 1200 рублей вместо 800 рублей
- Получение госномеров — 3000 рублей вместо 2000 рублей.
Также появилась новая госпошлина за внесение данных о прохождении техосмотра в ЕАИСТО — 500 рублей.
Мнения экспертов
О повышении штрафов: «Ужесточение штрафов — ответ на рост числа тяжёлых ДТП на загородных трассах. Превышение скорости на 80+ км/ч — это уже не просто нарушение, а фактор смертельной опасности. Повторное отсутствие ОСАГО приравнивается к системному игнорированию закона. Это влияет и на водителя, и на пострадавших, если произойдёт авария. Страховая компания может полностью отказаться от выплат, а водитель получит гражданский иск в полном объёме».О снижении скидки на штрафы: «Раньше быстрая оплата штрафов на 50% дешевле была хорошим стимулом для водителей. Снижение до 25% — это попытка сбалансировать дисциплину с доходной частью бюджета. Водителям стоит понимать: просрочка — это полная сумма штрафа, без скидок. А неоплата в течение 60 дней — это уже удвоение штрафа или даже административный арест».
О выявлении авто без ОСАГО: «Автоматическое выявление автомобилей без страховки — это серьёзная цифровая реформа. Водителю не нужно попадаться в руки инспектора — достаточно просто проехать мимо камеры. Поэтому наличие актуального полиса ОСАГО — больше не формальность, а реальная защита от штрафов и юридических рисков».
Заключение

Нововведения, связанные с СИМ, точно сделают городские улицы безопаснее, так как рискованных «ездоков» станет гораздо меньше.
Что касается повышения штрафов и госпошлин, то оно официально объясняется обеспечить кардинальное повышение безопасности на дорогах и снижение количества дорожно-транспортных происшествий. Дополнительные доходы от штрафов планируется инвестировать в модернизацию дорожной инфраструктуры и развитие интеллектуальных транспортных систем. Также депутаты Госдумы обращали внимание на то, что штрафы не поднимались более десятилетия и накопленная инфляция за этот период превысила 100% от размера наказания.
Что теперь делать:
- Проверьте срок действия своего ВУ — до 1 сентября его можно успеть поменять по старым ценам
- Не передвигайтесь по дорогам без действующего ОСАГО
- Соблюдайте скоростной режим, особенно на загородных трассах, где могут стоять незаметные «треноги» с камерами фиксации скорости
- Оплачивайте штрафы в первые 30 дней — это всё еще выгоднее, чем совсем без скидки.



