В конце 2017 года российские операторы сотовой связи начали неожиданно друг для друга и своих абонентов
снижать цены. Не на всех тарифах и не во всех городах, но всё равно это удивительно, ведь прежде расценки лишь росли. С чем связана такая щедрость и нет ли в ней подвоха?
Финансовый успех оператора зависит от того, сколько денег ему в среднем приносит каждый абонент. Именно поэтому операторы увеличивают цены, переводят абонентов на более дорогие тарифы и скрыто подключают платные услуги. Любой оператор старается показать акционерам рост выручки с абонента, но есть ещё один важный показатель, который должен увеличиваться каждый год — численность абонентской базы. Чем больший приток абонентов показал оператор, тем лучше: это свидетельствует о том, что он привлекательнее других, успешно ведёт бизнес, проводит удачные рекламные кампании, формирует интересные тарифы и т.д. Его акции дорожают, вместе с ними растут дивиденды, а инвесторы вливают новые деньги, которые можно пустить на развитие.
Проблема в том, что рост абонентской базы российских операторов до недавнего времени был дутый. Это вполне очевидно: операторы не могут, не прибегая к махинациям, при численности населения страны в 140 миллионов человек ежегодно продавать по 100-120 миллионов SIM-карт. Возможно, какие-то абоненты действительно приобретают дополнительные номера по нужде, например, для использования более выгодных тарифов или для роуминга за рубежом. Но не в таких же количествах. В 2017 году контроль за продажей SIM-карт был
ужесточён. Роскомнадзор и полиция начали
конфисковывать нелегально оформленные SIM-карты, штрафовать нарушителей и задавать вопросы операторам.
Вероятно, операторы поняли, что у них больше не получится отгружать симки такими тиражами, как раньше, и ставить перед торговыми точками огромные планы продаж. Как именно операторы добиваются дутой увеличения численности абонентов? Сотрудники операторских салонов связи и магазинов электроники предлагают SIM-карты случайным посетителям, заманивая тем, что платить ни за что не нужно, а на счету уже есть средства, которые можно потратить без каких-либо обязательств. Иногда SIM-карты оформляют на людей, купивших товар в кредит, без их ведома — для этого нужно лишь вписать в договор с оператором паспортные данные и подделать подпись, которую всё равно никто не будет сверять.
Снижение тарифов позволит операторам привлечь новых абонентов или хотя бы сдержать отток органичным способом, не прибегая к искусственным методам наращивания базы. Это эксперимент, который операторы будут проводить в следующем году. Скорее всего, ужесточение правил реализации SIM-карт сильно ударит по росту абонентских баз всех операторов, но у компаний будет время на то, чтобы придумать как оправдаться за это перед своими инвесторами (как вариант — бороться за наименьшее снижение числа абонентов). Обычным пользователям ценовые войны всегда выгодны — компании начнут по-настоящему конкурировать друг с другом, а не делать вид, и будут предлагать тарифы один лучше другого.
Канал iG в Telegram —
t.me/iguides_ru