До сих пор в истории человечества лишь 12 человек ходили по Луне, и все они были астронавтами НАСА. Еще столько же людей облетело вокруг спутника Земли, никогда не ступая на него — и они тоже были астронавтами НАСА. Однако теперь второе число может увеличиться, после того как Илон Маск пообещал отправить японского миллиардера Юсаку Маэзаву и еще от шести до восьми деятелей искусств в полет вокруг нашего небесного соседа на борту космического ракетного комплекса SpaceX Big Falcon Rocket (BFR). (Маск ранее обещал отправить туристов в этот полет вокруг Луны к концу 2018 года, однако планы поменялись, и теперь он произойдет в 2023 году.)
Почему SpaceX не может высадить своих туристов на Луну?
Если вы смотрели полеты Аполлона по телевизору в 70-х (или один из фильмов, сделанных о них позже), вы видели, что командный модуль (КМ) — корабль, на котором астронавты долетели с Земли до лунной орбиты и вернулись обратно на Землю — никогда не приземлялся на Луну.
Вместо этого каждая успешная посадка требовала, чтобы два астронавта забирались в лунный модуль (ЛМ) — своего рода легкую космическую капсулу — и спускались в ней на лунную поверхность, а третий астронавт ждал их в командном модуле на орбите. После каждой лунной прогулки астронавты вновь садились в ЛМ и возвращались на орбиту Луны, где их подбирал КМ для обратного полета на Землю.
Тем не менее, изначально план был другим. В самом начале разработки проекта «Аполлон» инженеры НАСА всерьез думали о попытке посадить весь командный модуль на Луну. Но они быстро поняли, что КМ, способный долететь до лунной орбиты, приземлиться на Луну, потом взлететь с нее и долететь до Земли, должен был быть непрактично гигантским, даже в рамках миссии «Аполлон».
BFR от SpaceX будет более мощной, чем ракета Сатурн-5 в миссии «Аполлон», но не сильно (возможно вывести до 150 тонн на низкую околоземную орбиту против 140 у Сатурн-5). В начале 2018 года компания выпустила рекламный видеоролик, показывающий имитацию посадки экипажа BFR на Луну, но не опубликовала никакой информации, предполагающей, что они смогли преодолеть различные технические проблемы. В НАСА, конечно же, отказались от преодоления всех этих проблем в 1960-х годах — так и появилась идея одноразового сверхлегкого посадочного модуля для лунных прогулок.
Почему SpaceX не может создать собственный лунный посадочный модуль?
На самом деле, теоретически, нет очевидной непреодолимой причины, по которой SpaceX не может этого сделать. В конце концов, компания управляла множеством сложнейших приземлений ракетоносителей, о которых НАСА и мечтать не могла в 1960-х годах. И Маск заявлял — в шутку и серьезно — что его компания однажды высадит людей на Марсе.
Но реальность такова, что строительство лунного посадочного модуля — это совершенно отдельный проект, который «откусит» хороший кусок стоимости ракеты. Между 1963 и 1973 годами проект лунного модуля стоил для НАСА 2,24 млрд. долларов, по сравнению с 3,73 млрд., затраченными на командный модуль и 6,42 млрд. на Сатурн-5. С учетом инфляции стоимость посадочного модуля составляет около 17 млрд. по курсу 2018 года. Его разработка, как рассказал ведущий инженер Томас Келли в своей книге, стала чередой бесконечных сокращений, чтобы сделать модуль максимально подходящим для спуска на Луну.
Оригинальный дизайн посадочного модуля, пишет Келли, включал кабину с двумя креслами и широкими стеклянными смотровыми окнами, чтобы астронавты могли наблюдать их спуск на лунную поверхность во всей своей панорамной красе. К тому времени, когда в январе 1968 года прошел первый полет Аполлона без экипажа, модуль включал в себя лишь одно маленькое треугольное окно и кабельные подъемники с зажимами вместо кресел, чтобы держать астронавтов стоячими. К тому времени, когда НАСА провело в 1969 году испытание с экипажем и лунным модулем на низкой околоземной орбите на борту «Аполлон-9», астронавты назвали этот модуль «пауком» благодаря его инопланетному многоногому внешнему виду.
Этот проект посадочного модуля мог спустить на Луну только двух астронавтов за один раз, хотя более поздние модели справлялись и с большими грузами. Разумеется, посадочный модуль SpaceX должен будет переправить всех пассажиров на лунную поверхность, и с более высоким уровнем комфорта и безопасности, чем давали кабельные подъемники НАСА. Так что все эти проблемы становятся серьезным препятствием, мешающим SpaceX дать своим пассажирам прогуляться по Луне.
В конце концов, проблема в людях
Если бы цель SpaceX состояла в том, чтобы исследовать Луну, что по крайней мере хотя бы номинально было целью НАСА в 60-х и 70-х годах, то тогда у компании было бы больше возможностей. Высококвалифицированные опытные астронавты могут располагаться в ограниченном пространстве среди множества приборов, наблюдая за посадкой через небольшое окно, чтобы оставить на борту больше места для научной аппаратуры.
Но независимо от того, насколько серьезно SpaceX подойдет к подготовке космических туристов, они все равно будут далеки от профессиональных летчиков-космонавтов, и уж тем более не станут специалистами по эксплуатации скафандров и точно не смогут посадить модуль на Луну. Это означает, что если SpaceX попробует доставить их на спутник Земли, то они по существу будут «мертвым грузом», занимающим место и требующим удаленного управления (а ведь это очень тяжело сделать, так как задержка в получении команд будет достигать 2 секунд, что может быть критичным — прим. перев.), в то время как опытные астронавты вместе с автоматизированными системами смогли бы справиться со многими техническими проблемами.
Конечно, никто не мешает иметь в экипаже опытных астронавтов, но по факту это означает, что теоретический спускаемый аппарат SpaceX должен будет перевозить больше людей, причем, скорее всего, в более комфортных и безопасных условиях, чем если бы он перевозил только астронавтов с научным оборудованием для НАСА. Таким образом, вместо этого проще оставить туристов в космосе (по крайней мере пока не появятся безопасные автоматизированные спускаемые аппараты), где они смогут наслаждаться уникальным видом на Луну и не будут мешать профессионалам делать свою работу.