Трудно без мыслей об апокалипсисе начинать писать статью о превосходстве искусственного интеллекта над человеческим. Когда несколько людей собираются вместе, чтобы произвести на свет один единый механический разум, это всегда страшно и захватывающе одновременно. Правильнее будет начать с фактов.
Факт: Программа AlphaGo, разработанная компанией DeepMind (принадлежит Google), выиграла первую серию игр против корейца Ли Седоля, чемпиона мира по Го.
Не взирая на небольшие ошибки, AlphaGo уверенно обыграла чемпиона. Кореец прокомментировал:
«Я очень удивлен. Я не ожидал поражения и не представлял, что AlphaGo играет настолько круто.»
До этого машина без особенных сложностей обыграла француза китайского происхождения Фаня Хуэя, чемпиона Старого Света.
Факт второй: 13 марта счет составлял 3:1 в пользу искусственного интеллекта AlphaGo, на что Джефф Дин, старший научный сотрудник Google заявил, что следующей дисциплиной, в которой машина должна будет победить чемпионов, станет игра компании Blizzard Starcraft, имеющая огромную популярность в Корее.
После этого заявления популярные старкрафтеры мира не могли молчать. Высказались прославленный Лим Е Хван под ником Boxer:
«Я не знаю, насколько умна AlphaGo, но даже если она и обыгрывает людей в го, то все равно не сможет обыграть человека в StarCraft. Умение действовать по ситуации в StarCraft'е гораздо важнее, чем в го, и в этом искусственный интеллект не сравнится с людьми. Очевидно, что в этой игре очень много переменных, таких как разведка, а также есть такие факторы, как карты, баланс, микроконтроль, «игры разума» и так далее. Даже если искусственный интеллект изучит огромный объем данных, он не сможет достигнуть уровня профессионалов.
Если в будущем мне предложат сыграть против искусственного интеллекта, я с радостью соглашусь. Даже если компьютер изучит все стратегии, которые я сыграл в своей жизни, к нашей игре я подготовлю новую, которой программа не сможет противостоять. Я очень воодушевлен идеей того, что смогу выйти на матч против машины в качестве представителя человечества.»
Факт третий: Alpha Go смогла обыграть корейского чемпиона, после чего разработчики обратили основное внимание на AI Starcraft.
Давайте порассуждаем, почему интеллект все же будет сделан, но почему он не сможет победить живых действующих чемпионов. Я делал переводил статьи университета Алберта, чтобы ознакомиться с проблемой и пришел к следующим выводам.
Вывод первый: Программа, которая собирается побеждать чемпионов, будет написана не для Starcraft II, а для Starcraft: Brood War. Происходит это потому, что в настоящее время на чемпионатах между AI используют BWAPI — полученный реверс-инженирингом интерфейс для чтения и записи данных в память процесса SC:BW. Подобные программы мало чем отличаются по функционалу от maphack’a, что дает человеку, их использующему, возможности гораздо шире, чем у обычных игроков, а это запрещено политикой Blizzard. Поэтому компания запретила писать AI для Starcraft II, во избежании проблем с утечкой программы в сеть (функционирует BWAPI на C++).
Вывод второй: Стратегия в реальном времени является предметом В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ, простите за каламбур. Игра обновляется раз в 24 секунды и это означает, что игроки, принимают решения в кратчайшие сроки. Каждые 42 ms при такой статистике игрок может принять управленческое решение, меняющее в корне ход игры. И если запрограммировать AI подобным образом, есть шанс одолеть даже самого сильного чемпиона. Напомню ролик, в котором показано, как компьютер обучают грамотно разводить зерглингов, чтобы не попасть под удары танков. После такого невольно ужаснешься.
А вот здесь второй пример человека против компьютера:
Вывод третий: Важный фактор — недетерминированность, то есть непредсказуемость происходящих событий. Представьте, что вы AI и просчитали 10 в 200 степени вариантов (что относительно близко к Starcraft: BW. Количество возможных состояний оценивается для Го 10 в 170 степени, а в шахматах 10 в 50). И внезапно, злосчастная мина не сработала, заклинание не применилось и ваша совершенная стратегия дает сбой… В результате выходит, что обычно применяемое древо решений ну никак не подойдет для победы. И что самое занятное, по статистике люди гораздо быстрее и виртуознее решают задачи, в которых не требуется древо решений.
Вывод четвертый: Искусственному интеллекту предстоит заучить миллионы ситуаций, миллионы вариантов в миллионах матчей. Это возможно, но это невероятно трудоёмкая задача, которую могут и не выполнить в ближайшем будущем разработчики универсального AI. Но кто знает… Может быть Google все же перевернет мир с ног на голову. Вот тогда восстание машин уж точно не за горами.