Фото freepik15 декабря в ряде российских регионов состоялась забастовка таксистов, сотрудничающих с «Яндекс Такси». Акция координировалась как «массовый выходной» — водители намеревались не выходить на линию в течение суток. Основной площадкой для организации протеста стали чаты в мессенджере Telegram, где общее число участников обсуждений превышало несколько тысяч человек. Целью водителей было оказать давление на крупнейшего агрегатора, чтобы добиться пересмотра условий работы.

Несмотря на планы, 15 декабря работа сервиса «Яндекс Такси» продолжилась в штатном режиме, и серьёзных сбоев зафиксировано не было. В большинстве городов пассажиры отмечали обычное количество машин на линии и стабильные цены, характерные для буднего дня. Впрочем, в Москве ближе к вечеру возник дефицит такси, а вызвать машину за наличные стало невозможно — агрегатор временно отключил этот способ оплаты. Скорее всего, это произошло из-за того, что бастующие водители начали вредить тем, кто продолжал работать — они вызывали машины на случайно выбранные адреса и писали в чат требования присоединиться к забастовке и уйти с линии до завтра. Чтобы за ложный вызов не списывались деньги с карты, заявка оформлялась с оплатой за наличные.

Эксперты связывают низкую эффективность акции с объективными факторами. Водители такси часто являются не коллегами, а конкурентами, поэтому им выгодна ситуация, когда машин на линии становится меньше, ведь благодаря этому увеличивается стоимость поездок и растёт заработок. Кроме того, многие из них работают на арендованных автомобилях и из-за необходимости выплачивать арендную плату не могут позволить себе суточный простой. Даже если часть водителей присоединится к забастовке, их заказы могут быть быстро перераспределены среди частников, что не создаст дефицита на рынке.
Недовольство водителей условиями работы с «Яндекс Такси» сохраняется, и в тематических чатах уже обсуждается возможность повторения подобных акций 25 и 30 декабря. Эксперты указывают, что для реального изменения ситуации в отрасли требуются более системные меры, такие как обеспечение прозрачности алгоритмов агрегаторов и создание здоровой конкурентной среды на рынке. Это могло бы сбалансировать интересы всех сторон — агрегаторов, таксистов и пассажиров.



