Еще когда Джобс возвращался в Apple, его задачей было избавиться от лишнего. От массы второсортных продуктов, которые наплодили безалаберные руководители компании после и до него. Продуктов без души и идеи. Дешевых коммерческих задумок, которые едва не похоронили компанию.
Я уже не первый раз возвращаюсь к этой таблице. В ней суть функционирования Apple в период, когда компанию вновь возглавил Стив. Он разделил компьютеры на две категории: «профессионалу» и «обывателю». Так и аудиторию большую охватываешь и рабочий инструмент требовательному потребителю даешь. Две важные категории, которыми следует дорожить. Современная Apple поступает примерно так же, но вопросы все равно остаются.
Попытка разделить пользователей на профессионалов и обывателей у Apple получается неважно. На первый взгляд все разложено по полочкам: Mac mini, MacBook, iMac обывателю. MacBook Pro, Mac Pro, iMac Pro – профессионалу. Но если разобраться, получается какая-то несуразица.
Mac mini
Mac mini – это компьютер, труп которого никак не сгниет. Apple мусолит его бездыханное тело, не пытаясь ни вдохнуть в него жизнь, ни волевым решением прикончить его. Никто в 2017 году не купит Mac mini, потому что это худший Mac в линейке Apple. Не потому что он плох для задач обывателя, а потому что Apple плевать на свой продукт. Mac mini был лучшим компьютером для пользователей, уходящих от Windows: доступный, относительно других Mac, интересный форм-фактор, хоть и небольшая, но кастомизация железа, ну и macOS со всеми ее преимуществами. А Apple не обращает внимания на свой компьютер. Всем поведением отрицает его существование. Будто это незапланированный ребенок, который мешает молодой матери жить.
MacBook и MacBook Pro
MacBook – хороший ноутбук. Возможно лучший компьютер для обывателя в линейке Apple. Но есть проблема: он стоит так же, как MacBook Pro, а это делает из них конкурентов. 1000-1200 долларов – нормальный ценовой порог ноутбуков Apple для простого пользователя. Вопрос в том, почему Apple снизила цену на MacBook Pro до уровня MacBook. Это не вяжется с идеей разделения пользователей на профессионалов и обывателей. И вот почему: по-настоящему профессиональный MacBook Pro – пятнадцатидюймовая модель с дискретной графикой и расширенной кастомизацией перед покупкой. 13-дюймовый MacBook Pro, несмотря на приставку в названии – компьютер для обывателя. Apple не хочет признавать этого или не может исправить ситуацию, что вряд ли. Стратегия pro-consumer размазывается настолько, что уже не понятно, для кого и какие Apple выпускает компьютеры.
iMac.
Мне кажется, что аудиоразъем из iPhone пропал не в пользу каких-то нововведений, хотя без них не обошлось, а ради хайпа, который поднял обсуждение iPhone 7 на новый уровень. Согласитесь – убрать мини-джек из iPhone – сильный ход. А избавиться от HDD в компьютерах у Apple духа не хватает. Эта нарочитая слабохарактерность Apple в некоторых моментах поражает. Середина 2017 года на дворе, а лучший на рынке стационарный компьютер до сих пор работает на HDD. Apple перевела MacBook Pro на твердотельные накопители пять лет назад. Непозволительная разница и странное отношение к отдельным категориям продуктов. Есть же Fusion Drive, который может и должен был устанавливаться в каждый iMac еще вчера. Always late to the party.
iMac Pro отодвинул черту, разделяющую профессионального и рядового пользователей iMac. Разница между обычным iMac и iMac Pro в сотни тысяч рублей и терафлопсы производительности. Вот где чувствуется различие в компьютерах и аудитории, для которой они предназначены. Тут Apple делает все, как завещал Джобс в 1998 году.
iPad Pro с его многозначностью в iOS 11 должен был стать таким еще в 2015 году. Попытка прокатить новый продукт на одних лишь дизайнерах и художниках не удалась. Теперь Apple наделяет компьютер новыми возможностями, которые приближают его к определению «замена вашего PC». Его Тим Кук навязывал пользователям с осени 2015 года. Тоже не очень профессиональный подход к якобы профессиональному продукту.
Профессионал и обыватель с 1998 года не изменились. Другими стали задачи, для которых им пригодится компьютер. Вот только различий в компьютерах для пользователей из разных категорий стало меньше и даже приставка «Pro» в названии не означает, что компьютер создавался для специалиста. Apple запуталась. Компании нужно либо разграничить компьютеры в линейке и четко определить их принадлежность, либо уходить от схемы «профессионал-обыватель» и менять ее на что-то современное.