iPhone

Екатеринбургский суд обязал ООО «Эппл Рус» выплатить более 113 тысяч рублей за отказ вернуть потребителю деньги за бракованный iPhone 6 по новому курсу доллара к рублю.

Ответчик соглашался вернуть всего 31999 рублей — именно такую сумму заплатил покупатель за смартфон, оказавшийся в процессе эксплуатации неисправным. Из-за падения курса рубля стоимость этого устройства выросла до 48 999 рублей. Суд посчитал, что российское подразделение Apple должно вернуть именно такую сумму, а также дополнительно взыскал неустойку за отказ в добровольном удовлетворении требования, штраф в пользу государства, госпошлину за рассмотрение иска и 2000 рублей в качестве возмещения морального ущерба.

Российское законодательство неоднозначно трактует эту ситуацию, однако ему ближе позиция потребителя. Согласно пункта 1 статьи 18 «Закона о защите прав потребителей», потребитель «в случае обнаружения в товаре недостатков» «вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы». Суд, вероятно, в своем решении применил другую норму — пункт 4 статьи 24: «При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения».

Представителя ООО «Эппл Рус» на суде не было, но очевидно, что отказ в выплате мотивирован как раз статьей 18, в которой говорится, что потребитель может получить только ту сумму, которую заплатил за товар. Она идет вразрез со статьей 24, где говорится, что ему в случае изменения цены могут быть выплачены дополнительные деньги в зависимости от того, на сколько подорожал купленный товар. Нужно отметить, что в обратную сторону статья 24 не работает — продавец не может вернуть покупателю меньше денег, чем было заплачено за товар в том случае, если он подешевел.

Если бы юристы ООО «Эппл Рус» более внимательно изучили «Закон о защите прав потребителей», то компания лишилась бы всего 49 тысяч рублей, а так она она потеряла в два с лишним раза больше.
Читать далее