Социальная сеть ВКонтакте, долгое время славившаяся в России и за ее пределами огромным количеством пиратского контента, постепенно движется к легализации материалов, хранящихся на ее серверах. После нескольких зачисток не лицензионного видео и музыки, улучшения алгоритмов, препятствующих появлению нежелательного контента в результатах поисковой выдачи, компания начала подписывать соглашения с правообладателями.
Осенью 2013 государственный медиахолдинг ВГТРК заключил соглашение о показе видео с соцсетью «ВКонтакте», так что при воспроизведении роликов, права на которые принадлежат холдингу, пользователям «ВКонтакте» будет показываться реклама. При этом доходы от рекламы стороны договорились делить поровну. Такой подход позволяет не делать контент платным для пользователей, но и зарабатывать на каждом просмотре видео.
Кроме того, легализация видео будет проходить за счет соглашений с онлайн-кинотеатрами, которые уже имеют договоры с правообладателями. Стороны договариваются о замене пиратского видео на легальное, причем это может происходить за счет поиска всех нелегальных копий конкретного фильма или видеоролика и замещения их лицензионным контентом. В очередной раз доходы от просмотра компании будут получать за счет демонстрации рекламы перед началом просмотра.
Сегодня стало известно, что руководство ВКонтакте решило наконец обратить внимание на музыкальный рынок России. Пусть изменения пока не коснутся аудиозаписей пользователей, реформы доберутся до музыкальных видео. Соцсеть подписала соглашение с компанией StarPro которая предоставляет видеокаталоги шести российских музыкальных издательств, в числе которых студии «Союз», «Арс-Рекордз» и «Национальное музыкальное издательство». Если говорить о конкретных исполнителях, легализация коснется клипов Ивана Дорна, Филиппа Киркорова, Стаса Михайлова, Валерия Меладзе, Тимати, Димы Билана, групп «Винтаж», «Uma2rman» и других исполнителей.
Клипы будут сопровождаться рекламой, встроенной в видеоплеер ВКонтакте, а часть полученных денег пойдет правообладателям. Для исключения возможности дублирования лицензионного контента пиратским, руководство соцсети пообещало использовать специальных алгоритмы. Скорее всего речь идет о поиске и замещении нелегальных видео роликами с рекламой.
Разумеется, нельзя ожидать, что в ближайшем будущем ситуация с контентов во ВКонтакте значительно изменится к лучшему — вряд ли удастся прийти к соглашению со всеми правообладателями. Но начало положено, и не исключено, что в скором времени в аудиозаписях пользователей также появится легальный контент, чередующийся через определенные промежутки времени с рекламой. Например, по аналогии с популярными сервисами потокового воспроизведения музыки Spotify, Deezer, Rdio.