iPhone и другие смартфоны подорожали. Не вдвое, как в 2014 году, но на 20% минимум. Когда речь идет о сумме 100 тысяч рублей и выше, разница ощущается.
«Серые» модели теперь как никогда привлекательны. Продавцам, ввозящим смартфоны в РФ неофициально, не нужно платить пошлину, а кроме того, у них в разы менее затратная логистика, отсюда и более низкая стоимость.
При этом, пользователей отпугивает законодательная незащищенность. Среди россиян есть стереотип, что «серую» технику не ремонтируют по гарантии. При этом, у MacBook есть международная гарантия. Изучили законодательство, почитали истории пользователей и составили подробную инструкцию.
Какие есть привилегии у владельцев РСТ-шных айфонов?
Когда вы покупаете потребительское устройство, компания-производитель обязуется предоставить вам гарантийное обслуживание — если девайс выйдет из строя не по вашей вине, вы имеете право требовать вернуть деньги, отремонтировать или обменять его на новый.
В России ремонтом техники Apple занимаются авторизованные сервисные центры. Они сотрудничают с Apple напрямую. Кстати, чтобы доказать наличие гарантии, достаточно предоставить серийный номер, он содержит всю необходимую информацию. Обратите внимание, что дата начала действия гарантии, по российскому законодательству — это дата передачи товара покупателю.
Причем, у россиян в этом плане есть привилегия на фоне остального мира. Жители РФ могут предъявлять продавцу или изготовителю претензии по качеству товара в течение двух лет, а не одного года.
Apple дает один год гарантии на iPhone, это стандартный срок. Но помимо этого, пункт 5 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» сообщает: «В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента».
То есть, пользователь может рассчитывать на два года гарантийного обслуживания. Важно: если поломка произойдет на второй год использования смартфона, то, скорее всего, вам придется доказывать факт того, что она возникла в результате заводского брака. С большой вероятностью суд назначит независимую экспертизу. Короче: в первый год смартфон точно починят по гарантии, на второй — скорее всего, да.
На параллельно импортированные айфоны распространяется гарантия?
Да. Это те же самые устройства, только с более сложной логистикой. параллельный импорт — это ввоз в страну товаров, на которых нанесен товарный знак, без разрешения правообладателя. Если он проходит таможню, то получает сертификат Ростеста, а значит подлежит гарантийному обслуживанию.
Параллельно импортированный Айфон продается точно также, как продукция Apple, ввозимая напрямую, раньше — в официальной рознице, не в магазинах «серовозах».
Что будет с серым айфоном?
Мировая гарантия на смартфоны Apple не распространяется. iPhone подлежит гарантийному обслуживанию только в стране его первичной продажи — то есть, если вы купите его в США, только там он и будет подлежать гарантийному обслуживанию.
«В стране, которая не является страной покупки Продукта Apple, возможно ограничение вариантов его обслуживания. Если обслуживание Продукта Apple в такой стране недоступно, то прежде чем предоставить обслуживание, Apple сообщит вам обо всех возможных дополнительных сборах за доставку и обработку», — говорится на сайте Apple. В общем, последнее слово за АСЦ — он может взять смартфон на ремонт, а может и отказать.
В России уже по вопросам гарантийности iPhone необходимо обращаться к продавцу, у которого был приобретен телефон. Его законодательство тоже обязует починить телефон, но есть нюанс, о котором мы поговорим чуть позже.
Какие права у вас есть перед продавцом?
Закон «О защите прав потребителей» обязует предоставлять гарантийное обслуживание как производителя, так и продавца. На магазин, в котором вы приобрели устройство, возложены все те же обязательства.
Но есть проблема. При всех плюсах закона «О защите прав потребителей» у него есть и недостаток — доказывать вину производителя или магазина придется покупателю, и, возможно, за свой счет.
Как это должно происходить: если у покупателя и магазина возникает спор относительно происхождения брака, магазин обязан заказать проведение экспертизы за свой счёт (и если вина магазина не подтвердится, покупатель обязан возместить ему стоимость экспертизы)
Как это иногда происходит на практике: экспертизу происхождения брака покупателю приходится организовать за свой счет, чтобы она была объективной. Магазин может заказать её самостоятельно, но в этом случае эксперты могут оказаться предвзятыми и необоснованно встать на его сторону. При этом существует риск того, что у вас не получится взыскать с магазина стоимость экспертизы, поскольку закон не предусматривает её проведение по инициативе покупателя.
Что в итоге?
- Параллельно импортированный смартфон подлежит гарантии производителя
- «Серый» Айфон могут не взять на ремонт. На усмотрение сервисного центра
- Продавец обязан предоставить гарантийное обслуживание, но факт наличия брака придется доказывать самому
А новый iPhone и многое другое вы можете купить у наших друзей из Big Geek.
Скидка по промокоду iGuides