Top.Mail.Ru

Мы используем файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете согласие на их использование и обработку персональных данных.

Блогеры совсем потеряли стыд — властям РФ пора что-то с этим сделать!

Олег
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash 

Внимание! Статья содержит субъективное личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией редакции 

Некоторое время назад многие следили за налоговыми скандалами так называемых «инфоцыган» — блогеров и инфлюенсеров, которые массово продавали курсы про успешный успех и получали (зарабатывали — неподходящее слово) фактически за воздух неприлично большие деньги.

Подписаться на iGuides в Telegram, чтобы узнать обо всем первым — t.me/iguides

После публичных разбирательств с несколькими очень известными персонами, в рунете стало меньше слышно об успешном успехе. Однако некомпетентность и инфоцыганство процветает не только в этой плацебоориентированной области медиа и хостингов.


Содержание:


В чем проблема?

Фото: Unsplash

Повсеместная доступность интернета и «народность» контентных платформ дали возможность для высказывания буквально каждому человеку. По сути, сейчас от блогерства обычного интернет-юзера отделяет либо лень, либо отсутствие интереса — техническая возможность публиковать контент есть абсолютно у каждого.

  • С одной стороны, такая сверхдоступность хороша. Мы можем слышать мнение не только «специально подготовленных», но разных и простых людей, а сам контент становится более разнообразным и закрывает больше ниш и интересов.
  • С другой стороны, многие блогеры сегодня довольно уверенно высказываются на темы, в которых разбираются весьма однобоко, поверхностно, либо не разбираются вовсе.

Это может быть как сознательная, так и неосознанная ложь. И мы здесь говорим о втором варианте. К примеру, большая компания предлагает тревел-блогеру свой крем для лица, чтобы тот его прорекламировал на платной основе. Что может быть плохого в креме для лица? И блогер на чистом глазу предлагает зрителям купить продукт, о качестве, составе и влиянии на здоровье разных людей которого не имеет ни малейшего представления.

Сам продукт при этом может оказаться хорошим, а может плохим — суть от этого не меняется: блогер рекомендует то, что не знает сам.

Что здесь плохого? Прежде всего, дезинформация — это всегда плохо, даже если она неосознанная. Лживая информация может навредить тому, кто ее получает, а доверие или симпатия к блогеру помешают зрителю взглянуть на данные здраво и всё перепроверить.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash 

Некоторые попадают в когнитивное искажение из-за собственного опыта. Например, пережив негативную ситуацию с чем-то или кем-то, они начинают продвигать свой случай как закономерность, что конечно же ею не является.

Помимо прямого вреда — купил плохой продукт и пострадал — существует также навязанное мнение. Люди социальные существа, и чужое мнение для них немаловажно; а зачастую из него формируется и свое собственное. Поэтому вред от некомпетентного блогерского контента сложно недооценить: часто бывает, что зрители одного блогера ругаются с фанатами другого о предмете, которого в глаза не видели ни те, ни другие.

Самим блогерам тоже зачастую просто некогда погружаться в тему, о которой их просят рассказать. Желание монетизировать свой контент максимально быстро и эффективно обычно сильнее страха дезинформировать публику. В основном такая фейковость не имеет ощутимых негативных последствий, поэтому инфлюенсер годами продолжает распространять ложь.

Где процветает некомпетентность

Увы, везде. Какую бы тематику мы не затронули, большая часть контента по ней будет либо недостаточно достоверной, либо насквозь фейковой. Однако существуют области, в которых недостоверная информация может нанести реальный вред жизни или здоровью.

  • Медицина. Казалось бы, что может быть безобиднее симпатичной девушки, которая снимает эстетичные тиктоки про уходовую косметику? Но у любых химических (и даже натуральных) средств есть свойства, которые по-разному проявляются у разных людей. Сам блогер обычно не является экспертом-химиком, чтобы реально оценить, что именно он продвигает. Обычно контентмейкеры полагаются на компетенцию самого производителя, но на самом деле это далеко не панацея. То же касается контента о БАДах, полезности или вредности тех или иных лекарств или компонентов, «прививочные» споры и так далее.
Фото: Grok
  • Здоровье. Методы лечения грыжи позвоничника или защемления седалищного нерва, упражнения при шейном остеохондрозе, народные средства для улучшения зрения, рецепты настоек на кротах и пчелах для потенции или экстренной контрацепции… Любой совет от некомпенентного блогера может стоить вам глаза, кожи, позвонка или жизни.
  • Законы и право. Обычно контент на тему законов и тонкостей правоприменения создается многократным копированием и перекладыванием слов из одного-двух первоисточников. Но правильное толкование закона не менее важно, чем его буква; для этой цели существуют целые госорганы, например, конституционный суд. Сможет ли блогер, имеющий среднее образование, цепкий ум и своё ИМХО, правильно рассказать вам о тонкостях нового закона? Едва ли. А ведь его советы могут стоить вам нескольких килограмм нервов, нескольких тысяч рублей (или долларов) штрафа, а может и судимости.
Фото: Grok
Фото: Grok
  • Финансы. Курсы по торговле криптой, советы по вложению в акции и валюту, консультации по вывода бизнеса из кризиса — всего этого «добра» на условном YouTube можно найти вагон и много тележек. Кто создает этот контент? Например, это компании, продвигающие свои услуги — они склонны преувеличивать серьезность проблем и пугать зрителя почём зря. Еще это могут быть люди, у которых что-то получилось в области финансов — но это отнюдь не делает их дипломированными экспертами. Но, пожалуй, больше всего вы найдете контента от совершенно некомпетентных людей, которые бездумно и обрывочно повторяют чужие фразы исключительно ради просмотров.
  • Образование. О нем мы уже поговорили вначале. Каждый второй желающий масштабировать свой канал или узнаваемость, запускает курсы по чему бы то ни было, не имея ни дипломов по предмету курсов, ни опыта в образовательной деятельности как таковой.

Что с этим делать?

Скриншот с YouTube
Скриншот с YouTube

На днях власти Китая приняли новый закон, контролирующий деятельность блогеров. Согласно ему, с 25 октября 2025 года контентмейкеры обязаны иметь официальную квалификацию, если вещают на тему медицины, юриспруденции, образования или финансов. От блогера требуется подтверждать свои знания с помощью диплома, профессиональной лицензии или сертификата. А проверять эти документы будут сами платформы для контента.

Отличный прецедент, не правда ли? И хороший повод подумать о регулировании в нашей стране. Российский пользователь сети крайне доверчив, так уж сложилось десятилетиями — сначала телевизор, потом интернет вызывают у обывателя ощущение непререкаемости (напомнить про зарядку воды в банках перед экраном?). Инфоцыгане и нечистоплотные блогеры это очень хорошо понимают и учитывают. 

На текущий момент законодательство РФ всерьез регулирует исключительно «шкурные» и «идейные» вопросы: количество и стоимость рекламы, а также наличие в контенте важных для государства фраз и идей. Кажется, есть смысл переключить внимание на неквалифицированных блогеров: если человеку нужна лицензия, чтобы сидеть в кабинете и принимать клиентов, то почему она не требуется для того же самого в интернете?

Есть еще один важный нюанс — зрители. Которым стоит перестать быть настолько легковерными. Почему бы не начать проверять всё, что мы слышим в сети, даже если это исходит от любимого блогера? Каждый может ошибаться, в том числе и создатель контента. Если информация, которую он озвучил, вас зацепила или впечатлила, не поленитесь проверить ее в интернете. Благо делается это в наше время очень быстро. Наступающая эпоха нейросетевого контента просто обязывает каждого из нас научиться фактчекингу. 

2
iGuides в Дзене —  dzen.ru/iguides
iGuides в Telegram — t.me/iguides
iGuides в VK —  vk.com/iguides
iGuides в Max.ru — Max/iguides

Будь в курсе последних новостей из мира гаджетов и технологий

Мы в соцсетях

Комментарии

tellurian
+2743
Идея китайцев хорошая, вопрос ка убудут контролировать? Получить корочку тоже не так сложно, было бы желание.
29 октября 2025 в 19:42
#
Volnorez Uraganov
+124
Тут в статье муссируется фраза что интернет слишком доступен всем, значит видимо нужно что б он был не очень то доступным , а то ведь наивный народ чего только в этих интернетах не насмотрится, а ведь это непорядок , надо что б если кто захотел в эти интернеты зайти то должны быть специальные места для этого где идеологически грамотный ,профессиональный сотрудник будет приглядывать ,что там наивный гражданин смотрит в интернете , и если заметит что он каких то инфоцыган смотрит то тут же отреагирует и скажет не смотри это гражданин , это опасный контент, не надо это тебе,
29 октября 2025 в 21:16
#
Олег Воронин
+2341
Ну Вы и выкрутили конечно 😂
Хотя при большом желании найти можно что угодно где угодно. Смыслы в глазах смотрящего.
29 октября 2025 в 21:45
#
EDD
+463
Вот тебе самому то ещё не надоело, что тебе чуть ли не в трусы лезут, чтоб контролировать и регулировать?
30 октября 2025 в 02:59
#
tellurian
+2743
Мне не нравится. А есть выбор?
Во многих странах идёт эта волна. С разной степенью маниакальности.
30 октября 2025 в 13:28
#
+194
На самом деле все просто.
Такого рода контент должен иметь отметку на экране «автор не является компетентным по теме материала»
Я не знаю может значок сделать типа 18+ в виде перечеркнутой книги в красном кружке.
29 октября 2025 в 21:55
#
Volnorez Uraganov
+124
это да если дети смотреть будут, но взрослый то человек как то должен понимать что 99% всей этой интернет ботвы , сделана ради просмотров и не более того , очень редко настоящий врач будет пилить ролики , или юрист и т д, время на это надо иметь а у того кто работает по этим профессиям со временем тяжко ,
29 октября 2025 в 22:08
#
+194
Возраст он ведь не прямопропорцтюионален хорошему образованию, умению исследовать и анализировать, давать оценку и отличать хорошее от плохого, да и интеллекту тоже.
Большинство заходит в ютубы и рутубы не ради того чтобы глубоко вникать , а для развлечения и отдыха. В таком состоянии критическое мышление отсутствует.
Зачастую человек попадает в ловушку простых решений.
При покупке чего-то мы ориентируемся на рейтинг товара, продавца , магазина, вот и здесь нужны опорные точки
29 октября 2025 в 23:33
#
kardigan
+4254
Ну тогда мало кто будет вестись на эту шляпу! Хотя идиотов везде хватает.
30 октября 2025 в 08:15
#
+194
В этом весь смысл. Оградить неокрепшие умы от глупых поступков и необдуманных решений.
30 октября 2025 в 18:05
#
Артём Болотов
+79
Да, лучше телевизор смотреть. Там точно только правду говорят и учат радоваться блинам с лопаты
29 октября 2025 в 22:48
#
Ъ Ъ
–6
Тема поверхностная и касается только низов.
А ты возьми выше!
Есть у нас один 146%-ный блогер, выступающий на разных каналах электронных СМИ одновременно. Он тебе наврёт и про историю, и про конституцию, и про пенс. реформу, и про инфляцию, и про всё на свете.
Привлечёшь к ответу?
А тех, кто рангом пониже?
30 октября 2025 в 02:24
#
EDD
+463
EDD
Если у тебя iQ как у инфузории-туфельки, то это твои проблемы, что ты ведешься на всю эту чухню, но никак не блогера.
30 октября 2025 в 02:57
#
+24
Вообще, любая попытка загнать всех в стойло заканчивается плохо, как показывает история. Творчество масс надо умело направлять. Запреты только навредят. Но как это делать в стране, в которой официально нет идеологии? Хотя отсутствие идеологии — это тоже идеология, идеология распущенности и вседозволенности, идеология славы и денег. А там, где единственная «идеология» это «обогащайтесь», — единственный продукт, который могут генерировать блогеры, это всё, что приносит бабло здесь и сейчас. Поэтому в данном случае, человек с дипломом будет ангажирован не меньше любого неуча. Просто его ангажированность будет завернута в более заумную обертку. Достаточно включить телевизор, чтобы в этом убедиться. Китай в принципе никогда в своей истории не генерировал научную мысль, он лишь гениально копирует и тиражирует. Поэтому для Китая подобные запреты фактически ни на что не повлияют. А для менталитета русского человека подобные запреты губительны. Нужны новые цели, новая идеология, новые смыслы. Тогда только будут возможны изменения. Тогда творчество масс сможет стать конструктивным и ответственным.
30 октября 2025 в 04:13
#
iProJora
+270
Народ деградирует.
Блогер с миллионами подписчиков несёт в массы всякое непотребство и мерзость. А блогер, который старается передать опыт, несёт в массы полезное для жизни… имеет сто подписчиков.
Вывод: что людей больше всего интересует?
30 октября 2025 в 09:07
#
+352
Предлагаю запретить нах всех блогеров которые пишут что повышение ндс никак не повлияет на цену, а даже принесет пользу. Вот уж такие абсолютно точно приносят вред
30 октября 2025 в 10:09
#